Брат Андрей. «Изменяя мир для Христа»


Как одолеть врага


Совершенный термостат

Пару лет назад на молитвенной конференции, проводимой организацией «Открытые двери», мой старый друг рассказывал мне за обедом о том, как трудно нести Евангелие в мир, контролируемый силами зла. «Я знаю, мы должны стать более сплоченными и действовать более решительно, — сказал он. — Но как, сражаясь с врагом во враждебном мире, нести в то же время любовь Иисуса Христа?»

Я ответил на его вопрос, рассказав историю о том, как однажды я и Корри тен Боом участвовали во встрече в Голландии, во время которой группа обсуждала ту же проблему. Тогда мы немного отклонились от темы и переключились на разговор о термостатах для систем отопления и охлаждения. Вообще-то подобная тема для разговора не была совсем уж странной, если учесть, что Корри всегда в восторге от любой техники. Часовщик по профессии, она любила все, что двигалось — от часов до людей.

Как оказалось, каждый из присутствовавших в тот день на встрече что-то знал о термостатах, и Корри пыталась выяснить, как они работают. После того как мы частично удовлетворили ее любопытство, она спросила: «Объясните мне, в чем разница между термостатом и термометром?»

Последовало еще несколько минут объяснений, прежде чем по глазам Корри стало ясно, что она начала понимать разницу. «Все понятно, — сказала она. — Термометр только показывает температуру. А термостат ее изменяет». Затем она буквально подпрыгнула на стуле. «Андрей! — воскликнула она. — Это и есть решение нашей проблемы! Нам нужно быть термостатами, а не термометрами!»

Как всегда, Корри попала в яблочко. В таком мире, как наш, всегда намного легче даже для христианина быть термометром, чем термостатом. Все мы читаем газеты или смотрим телевизор, следим за международными событиями и происшествиями в своей стране. Войны, революции, взятие заложников, преступления, коррупция в правительстве, нравственное банкротство… Мы видим, что все это отражает упадок моральных и духовных ценностей.

Мы можем наблюдать и положительные события — падение Железного занавеса в России и Восточной Европе, в других частях земного шара, которые были закрыты для Евангелия целые десятилетия, освобождение тех, кто долго находился в заключении в коммунистическом ГУЛАГе и клиниках для душевнобольных за свою веру.

Но если мы всего лишь день за днем наблюдаем за этими событиями, если мы только комментируем их и говорим: «Какой ужас!» или «Просто прекрасно», — мы не более чем термометры. Корри была права: если мы собираемся выиграть войну против сатаны, если мы намерены умолять Господа изменить ситуацию в этом мире, нам надо быть не просто термометрами. Нам нужно быть термостатами.

Термостаты существуют, чтобы изменять ситуацию. Они не просто регистрируют: слишком жарко или слишком холодно — они реагируют на наше прикосновение и действительно изменяют окружающую среду. Зимой в моем офисе я могу слышать небольшие щелчки термостата, когда он включается, и если наблюдать за ним, то можно даже заметить маленькую искру, которая создает контакт. Затем центральный паровой котел приходит в движение, и — бум! — что-то меняется. Весь механизм отопительной системы моего офиса будет бороться с холодом, потому что я принял решение, насколько тепло должно быть в моем помещении, и термостат ответил изменением температуры.

Именно так должны поступать и мы, будучи христианами. Мы должны понимать, что созданы не для того, чтобы оставаться простыми термометрами для мира, отмечающими холод или жару, людьми, которые лишь покачивают головой и прищелкивают языком. Мы были созданы, чтобы, отвечая на прикосновение Духа Святого, приводить в действие наши двигатели, вызывая перемены! Господь дал нам в руки силу и власть, чтобы делать это.

Иисус провел много времени, научая своих последователей, как наносить поражение сатане. Он также дал пример всем нам, которые следуют за Ним, потому что Ему удалось победить сатану на его собственной территории и в то же время любить людей мира так, как никто и никогда не любил. Иисус, используя аналогию Корри, был великолепным термостатом. Куда бы Он ни шел, Он везде производил решительные изменения.

Писание — лучшее оружие против сатаны

История об искушении Иисуса в пустыне (Мф. 4:1–11; Мк. 1:13; Лк. 4:1–13) учит одному из самых важных принципов духовного сражения. Давайте бегло взглянем на Евангелие от Луки, чтобы понаблюдать за стратегией Иисуса, которую Он использовал для победы над дьяволом.

Когда дьявол впервые приступил к Иисусу после Его сорокадневного поста, он сказал: «…если Ты Сын Божий, то вели этому камню сделаться хлебом». Сатана прекрасно знал, что никаких если и быть не может. Он находился там как раз из-за того, что Иисус был Сыном Божьим! Иисусу нечего было доказывать дьяволу, поэтому Его контратака была простой и прямой: «…написано, что не хлебом одним будет жить человек…».

Когда сатана снова приступил к Нему, предлагая самую большую взятку в истории, Иисус не изменил Свою стратегию. Он нанес ответный удар, используя то же самое могущественное оружие: «…написано: „Господу Богу твоему поклоняйся и Ему одному служи“».

К этому моменту сатана понял, что не продвинется далеко, используя свою обычную тактику. Он решил ответить на огонь огнем. В своей третьей атаке он цитирует Иисусу Писание, переворачивая его с ног на голову, чтобы оно служило его грязным целям (одна из излюбленных тактик на протяжении веков; между прочим, он продолжает применять ее с большим успехом). В этот раз он поставил Иисуса на крыле храма в Иерусалиме: «если Ты Сын Божий, бросься отсюда вниз, ибо написано: „Ангелам Своим заповедает о Тебе сохранить Тебя; и на руках понесут Тебя, да не преткнешься о камень ногою Твоею“».

Можете себе представить? Сатана поставил себе целью атаковать Слово Божье, цитируя Слово Слову! Тем не менее заметьте, что дьявол цитирует Писание неточно. Он опустил «охранять тебя на всех путях твоих» (Пс. 90:11), искажая таким образом Слово Божье. Если бы Иисус поддался на это искушение, то отошел бы от исполнения Божьей воли, а значит, лишился бы Божьей защиты.

Изумительный пример высокомерия сатаны. Но Иисус был готов и к этому. По сути, Он ответил, что в Писании также сказано: «…не искушай Господа Бога твоего». Это была дуэль между Иисусом и сатаной, и их шпагами в этом поединке было Писание! Но сатана быстро понял, что сражение ему не по силам, и ушел зализывать раны.

Видите, как Иисус победил сатану в час искушения, используя Писание как Свое оружие? В Библии не описаны все случаи искушения, которым подвергся Иисус во время Своего противостояния дьяволу, только в одном месте сказано, что Он был «…подобно нам, искушен во всем, кроме греха» (Евр. 4:15). Но и из трех приведенных примеров видно, что самым главным, мощным и действенным оружием Иисуса было Писание.

В каждом из этих примеров Евангелия следует также отметить, что сатана надеялся искусить Иисуса грехом, побудить Его использовать Свою силу эгоистично: накормить Себя после сорокадневного поста, показать Себя Сыном Божьим и получить власть над миром. Сатана сильно недооценил Божью мудрость и самоотверженность Его любви, но еще сильнее переоценил свой собственный ум. (Это знаменовало падение дьявола.)

Сатана и сегодня по-прежнему использует сходный сценарий. Он любит искушать нас властью, потому что понимает ее привлекательность лучше, чем кто-либо. В тот момент, когда мы становимся христианами и получаем доступ к силе Божьей, вступая во взаимоотношения с Ним, сатана тут же набрасывается на нас и пытается развратить, искушая нас использовать эту силу исключительно в собственных интересах. Если он сможет убедить нас молиться за исполнение наших эгоистичных желаний, вместо того чтобы ходатайствовать об изменении мировой температуры и о возможности одержать верх над ним, он нейтрализует нас.

Оружие лучше носить с собой

То оружие, которое выбрал Иисус для противостояния злу, оказалось достаточно мощным, чтобы отразить любое искушение сатаны, направленное на Него. Иисус знал, что Слово Божье было Его единственной и лучшей защитой от всех соблазнов сатаны. Также и для нас это самое превосходное оружие.

В связи с этим да и по многим другим причинам я всегда был поборником заучивания Писания наизусть. Я пришел к выводу, что заучивание вышло сегодня из моды во многих церквях, особенно в свободном мире, где Библии доступны всем. Почему мы должны тратить время и энергию на заучивание, говорят люди, если можно открыть Библию и найти любой нужный стих в любое время. Эти люди не знают, насколько им повезло, и я боюсь, они не понимают, как быстро это преимущество может быть отнято у них.

Не понимают они и того, почему заучивание Писания может дать любому огромное преимущество в духовном сражении. Если солдат вражеской армии несколько минут назад постучал в вашу дверь и выстроил вашу семью для расстрела, поможет ли ей ваш крик: «Стой, солдат, не стреляй, у меня есть оружие! Сейчас я его достану, чтобы сразиться с тобой, но оно там, в гараже»? Нет, если вы хотите, чтобы оружие принесло пользу, оно должно быть доступным в любое время и в любом месте.

Лучшее средство против сатаны — Писание, и если мы хотим его использовать, то не следует хранить его в гараже. Когда вы заучиваете Писание, то помещаете его в арсенал оружия, которое всегда с вами. Оно всегда доступно в экстренных случаях. Если атака будет внезапной, то в вашем распоряжении окажется мощное живое Слово, которое обладает всей полнотой власти и силы Божьей для отражения нападок солдат дьявола, оно даст вам силы для борьбы.

Я знал многих людей, которым удавалось не раз спасать себе жизнь, просто вспомнив несколько стихов, заученных в детстве. Другие довольствовались лишь кусочками и крохами, которые передавали им люди, заучивавшие Писание.

Я бывал в таких местах, где в подполье христиане вырывали себе несколько страниц из Библии, которую кому-то удалось достать, и каждый должен был заучить свои страницы, прежде чем обменяться ими с кем-то другим. Иногда страницы так и не передавались другим, их не обменивали, потому что верующие не могли заставить себя отдать то малое из Писания, что они когда-либо держали в руках. Эти страницы становились их самым большим сокровищем. Когда я прихожу в такую группу верующих и открываю свою Библию, то вижу, что все взоры людей в этой комнате точно приклеены к книге, будто она — стол, полный яств, накрытый перед умирающими от голода людьми.

Часто среди таких верующих я находил примеры глубочайшей, потрясающей веры. Они могли знать всего лишь одну страницу или один стих из Писания, но этого им было достаточно, чтобы торжествовать победу среди самых жестоких страданий, которые мог изобрести сатана! Те из нас, кто может иметь столько Библий, сколько пожелает, редко ценят тот духовный динамит, который держат в своих руках.

Неправильное прочтение Писания

Опыт в Эдемском саду, о котором мы говорили ранее, показателен и в другом отношении. Не только сатана заставил сомневаться людей в истинности Божьего Слова, но и сама Ева совершила ошибку, ссылаясь на слова Бога. Она неправильно пересказала запрет Бога. Господь сказал: «…от всякого дерева в саду ты будешь есть, а от дерева познания добра и зла, не ешь от него, ибо в день, в который ты вкусишь от него, смертью умрешь» (Быт. 2:16, 17). Но когда Ева цитировала эти слова, она чуть-чуть их дополнила: «Только плодов дерева, которое среди рая, сказал Бог, не ешьте их и не прикасайтесь к ним, чтобы вам не умереть» (Быт. 3:3. — Курсив автора).

Очень опасно как дополнять Слово Божье, так и сокращать его. Бог не говорил Адаму и Еве не прикасаться к дереву, поэтому, когда сатана ответил: «Нет, не умрете», у него было стратегическое преимущество полуправды.

И действительно, когда Ева прикоснулась к дереву, она не умерла, а потому, стала развивать она свои рассуждения, почему бы не пойти дальше и не попробовать съесть плод?

Сколько людей отворачиваются от Евангелия, когда сталкиваются с заповедями человеческими, представляемыми как Слово Божье? Так или иначе обнаруживается, что эти установления лживы, и когда это происходит, люди теряют доверие ко всему Евангелию.

Неправильную передачу Божьего Слова Евой можно оправдать тем, что заповеди тогда не были записаны. Но у нас нет такого оправдания. Читая Библию, мы можем видеть в точности, что именно там написано и чего там нет. Поэтому на нас лежит огромная ответственность за правильное использование Божьего Слова. Подумайте о последствиях самого первого неверного употребления слов Бога — весь род человеческий впал в грех!

Сатана употребляет Писание во зло

Как мы отмечали ранее, в случае с искушением Иисуса в пустыне, дьявол тоже цитирует Слово. Но будьте осторожны, когда люди, не являющиеся истинными верующими, начинают цитировать Писание. Вы можете спросить, как узнать, кому можно доверять, ведь столько людей оправдывают свои позиции, ссылаясь на Писание, и в то же время придерживаются таких разных взглядов.

Я не могу помочь вам разобраться во всех спорах, которые ведут христиане между собой. Но когда мы имеем дело с людьми, пользующимися явно нехристианскими источниками, даже если они начинают цитировать Писание, нам следует быть очень и очень осторожными. Апостол Иоанн сказал: «Возлюбленные! не всякому духу верьте, но испытывайте духов, от Бога ли они, потому что много лжепророков появилось в мире. Духа Божия [и духа заблуждения] узнавайте так: всякий дух, который исповедует Иисуса Христа, пришедшего во плоти, есть от Бога» (1 Ин. 4:1, 2). Если мы всегда будем применять это высказывание как лакмусовую бумажку, то сможем избежать многих недоразумений и заблуждений.

Когда Иисус ответил Словом Божьим во время Своего искушения в пустыне, сатана попытался было процитировать еще один стих из Писания. Но, как только он открыл рот, он выдал себя — если проверять его слова так, как предложил Иоанн. Сатана усомнился в божественности Иисуса: «Если Ты Сын Божий» (Мф. 4:3).

С самого начала следует относиться с большой осторожностью к тому, чему учат относительно веры люди, которые четко не исповедуют Иисуса Христа как Единственного и Единородного Сына живого Бога. Неважно, насколько хорошо они образованы и «духовны», насколько благочестиво выглядят — при этом они совершенно неосознанно могут стать инструментом и выразителями злой силы.

Отразить сатанинские стрелы

У дьявола тоже есть оружие. Чтобы быть эффективными воинами, мы должны знать нашего врага, знать то оружие, которое он использует против нас. В первую очередь, враг стремится заставить нас сомневаться в Слове Божьем. Первый раз он использовал это оружие в Эдемском саду. Он выразил сомнение в правдивости Бога: «Подлинно ли сказал Бог…» (Быт. 3:1). Если он сможет привести в негодность наше единственное оружие — доверие Слову Божьему, посеяв сомнение в его надежности, он приобретет величайшее преимущество, сумеет разоружить нас и справится с любым героем веры.

Дьявол попытается применить эту тактику по отношению к каждому человеку. Он использовал этот подход, как мы уже знаем, даже в случае с Иисусом. Дьявол понимал, что после сорокадневного поста и молитвы в пустыне Иисус ослаб, и решился подойти к Нему, чтобы попытаться вызвать у Него сомнение в надежности Божьего Слова.

Самым большим недостатком в наших церквях сегодня является отсутствие знания Слова Божьего. Мы не знаем того, что должны знать. Мы не знаем нашего Бога. Не осознаем силы крови Иисуса. Не понимаем, как цитировать Писание. Не владеем мечом Духа. Когда Иисус был искушаем, каждый Его ответ начинался с «написано», после чего Он безошибочно цитировал Слово Божье. Так ли поступаем мы с вами?

Надо помнить, что каждый раз, когда мы противостоим дьяволу, опираясь не на записанное Слово Божье, мы наверняка проиграем. Дьявол имеет тысячелетний опыт работы с людьми, у него была масса времени на обдумывание ответов, при помощи которых он может теперь опровергнуть любую нашу остроумную мысль. Единственное эффективное и беспроигрышное оружие — это Слово Бога. Только оно может сделать нас героями веры.

Дьявол, выйди и впредь не входи!

Много лет назад, в 1966 г., помню, я присутствовал на Всемирном конгрессе по евангелизации, собравшем несколько тысяч миссионеров и евангелистов, которые встретились в Берлине, чтобы поделиться современными способами несения человечеству Благой вести. Самые яркие мои воспоминания об этом конгрессе связаны с моментом, когда Рейчел Сейнт, миссионерка из Южной Америки, вышла на сцену с тремя первобытными индейцами Аука, одетыми в разноцветные одежды своего народа. Они были одними из первых христиан своего племени, которое боролось за выживание в джунглях, в отрезанном от мира поселении, и почти целый век считалось одним из самых недоступных племен в Эквадоре.

Кто-то спросил этих индейских христиан, не могли бы они прочитать аудитории свои любимые места из Библии. Все ожидали, что они процитируют Евангелие от Иоанна (3:16) или другие стихи, посвященные спасению, потому что большая часть Библии до сих пор не переведена на их язык. Но у индейцев был для нас сюрприз. Они переглянулись, быстро посовещались, затем один из них вышел вперед и продекламировал с широкой улыбкой: «Дьявол, выйди и впредь не входи!» Это вызвало взрыв аплодисментов.

Помню, наблюдая за происходящим, я думал, что большинство самых «искушенных» христиан, собравшихся на конгресс и выступавших перед индейцами, упустили один решающий аспект Евангелия, который мы призваны проповедовать. Это был аспект, который оказался самым мощным, способным изменить ход жизни, как показали сражающиеся индейцы: Иисус пришел в мир не только, чтобы принести Божью любовь и примирить нас с Отцом. Он пришел и для того, чтобы сказать: «Дьявол, выйди и впредь не входи!» Так с помощью трех «простых» христиан нам удалось постичь самую суть вопроса евангелизации. С тех пор я часто использую их вольный перевод стиха из Евангелие от Марка (9:25) в своих собственных схватках с дьяволом!

Поражения превратятся в победы

Я всегда приободряюсь, когда вспоминаю слова апостола Павла: «…хотели прийти к вам, но воспрепятствовал нам сатана» (1 Фес. 2:18). На любой войне есть пострадавшие с обеих сторон. И, несмотря на наше понимание того, что мы находимся на стороне побеждающих в этой войне, надо быть честными и достаточно зрелыми, чтобы признавать: иногда и мы будем проигрывать. Мы настолько настроены на успех и победу, что думаем, будто опозорим нашего Бога, если признаем свое поражение.

Ничто не отстоит дальше от истины, чем это утверждение. В конце концов, жизнь Церкви на земле закончится так же, как и земная жизнь Иисуса, — на кресте. Победоносной христианской чистки всей грязи нашего мира не будет. Но кажущееся поражение Иисуса на кресте обернулось самой большой Его победой. И нашей тоже. Мы должны вступить в схватку, заняв такую же позицию, какую занял наш Господь.

Бог может превратить наши поражения в наши победы, если мы будем учиться на своих ошибках с мудростью и пониманием, которые Он нам пошлет. Кто-то сказал однажды: «То, что меня не погубит, сделает меня сильнее». Господь смотрит далеко вперед, так должны смотреть и мы. Даже если сатана и выиграет несколько сражений в жизни каждого из нас, то, приобретя достаточную зрелость, мы сможем вернуться к тому месту, где утратили понимание воли Божьей или где сатана напал на нас, когда мы не были к этому готовы, и попросить Господа помочь нам начать все сначала. В этом нет ничего предосудительного. Бог не ожидает от нас непогрешимости, «ибо Он знает состав наш, помнит, что мы — персть» (Пс. 102:14). Наши неудачи и поражения могут научить нас (и тех, кто следует за нами) как впоследствии одержать верх в более значимых и существенных сражениях.

Помните: мы выиграем битву, даже если проиграем несколько раундов дьяволу. Поражения и неудачи не должны обескураживать или останавливать нас, потому что окончательная победа принадлежит Христу и через Него — нам.

Противостать — это больше, чем мы думаем

Согласно словам апостола, мы должны противостать дьяволу, и он убежит от нас (Иак. 4:7). Этот принцип так очевиден, что его легко забывают.

Что он значит в действительности? Слово «противостояние» толкуют по-разному: «бой, вызов, спор, дуэль, сопротивление, отражение, нападение, штурм, атака, противоречие, опровержение, ускользание от преследования, срыв планов, помеха планам, препятствие, преграждение».

Получили представление? Противостоять дьяволу означает намного больше, чем просто говорить «нет» искушению, хотя и это важно. Это значит больше, чем просто просить Бога сделать сатане выговор, хотя это тоже часто подразумевается. Знайте и понимайте, что со времен Голгофы у нас есть больше власти, чем у архангела Михаила (Иуд. 9).

Итак, противостояние имеет гораздо больший смысл, чем фраза: «Дьявол, выйди и впредь не входи!» Это слово означает, что мы действуем как термостат: изменяем ситуацию, отказываясь сдаваться под натиском дьявола. Продолжаем атаковать врага при каждом удобном случае нашими молитвами и нашими поступками, вдохновленными Духом Святым. Используя Слово Божье как меч и приняв всеоружие Божье, мы убедительно утверждаем истину. Мы говорим: «Я против этого!» — когда сталкиваемся со злом и предпринимаем действия, чтобы противостоять злу в любых его проявлениях. Мы говорим: «Я за это!» — когда поддерживаем праведность и справедливость. Другими словами, мы отказываемся уступить дьяволу даже сотую часть нашего мира без борьбы, при этом всегда помня, что люди нам не враги.

Однажды во время интервью христианскому телевидению мне был задан вопрос: «Андрей, как вы думаете, наши самые большие враги — коммунисты или арабы? Или террористы, революционеры, или наркодельцы?» Я ответил: «Они нам не враги». Женщина, которая брала у меня интервью, была обескуражена: «А кто же тогда наши враги?» «Дьявол», — ответил я. Казалось, это шокировало ее еще больше! Даже те из нас, кто находится на передовой, могут забыть эту важную истину.

Павел — апостол противостояния

В Гаване я посетил больницу, где на стене приемного отделения увидел изречение Че Гевары, героя кубинской революции: «Если эта революция не будет нацелена на изменение жизни людей, то она мне неинтересна».

Во Христе мы все призваны совершать революции, основанные на любви; революции, которые дают смелость следовать за Ним и не бояться конфликтов и противодействия, потому что в этом отчасти и заключается сущность христианства.

Никто не продемонстрировал эту смелость более ярко, чем Павел, апостол противостояния. Он много говорил о духовной войне, в которую вовлечены христиане, и никогда не боялся вступить в схватку с силами зла. В то же время он был апостолом любви и человеком сильных эмоций, живым примером того, как «…любовь Божия излилась в сердца наши…» (Рим. 5:5). В этой любви Павел черпал смелость для противостояния.

Почему апостол Павел был так успешен? На то существует много причин, но одно из объяснений — это то, что он был человеком действия. Он был борцом и воином. До своего обращения он даже боролся против Иисуса. Вот почему Иисус особенно заинтересовался им. Он знал, когда Павел поймет, что сопротивляется Богу, и обратится, это переориентирует его на борьбу за Евангелие.

Павел как никто знал, что христиане должны восстать против сил зла, потому что одно время он сам выступал на другой стороне. Это был тот же Павел, фанатичный исполнитель закона, который способствовал убийству Стефана. Смерть Стефана стала толчком к великому гонению на христиан, «а Савл терзал церковь, входя в домы и влача мужчин и женщин, отдавал в темницу» (Деян. 8:3). Но, услышав голос Иисуса по дороге в Дамаск, «…еще дыша угрозами и убийством на учеников Господа…» (Деян. 9:1), Савл превратился в Павла, преданного христианина. И если раньше он противостоял Божьей истине с позиций фанатичной религиозной традиции, то теперь он восстал против лжи сатаны, приняв на вооружение истину, которая искупила его жизнь. Нужна была смелость, но Павел был уверен в основании, на котором стоял.

Смелость противостояния

Смелые люди часто не осознают своей смелости. Отважные поступки просто часть их жизни, иначе они были бы актерами. Смелость — это то, что видят в вас другие люди, а не то, о чем заявляете вы сами.

Но на чем основывалась смелость Павла? На Иисусе. «Будьте подражателями мне, как я Христу», — сказал Павел (1 Кор. 11:1). Какое свидетельство! Всю свою жизнь он стремился приблизиться к Иисусу, так что его сердце было наполнено Божьей любовью, и все это позволило ему совершить дела, которые иначе он совершить бы не мог. Такое дерзновение стало неотъемлемой чертой его характера.

Не думайте, что, если вы, несмотря на угрозы со стороны властей, проникаете за Железный занавес, идете в трущобы спасать людей или как-то иначе служите Богу, вы делаете нечто особенное. Это не ваша врожденная смелость, это просто сила, которая возникает в результате следования за Святым Духом. Так было и с Павлом.

Безусловно, Павел — настоящий мужчина, воин и борец. Но это началось не только тогда, когда он стал апостолом. Он гнал церковь с великим энтузиазмом, в своем рвении он готов был последовать за христианами в Дамаск, чтобы продолжать истреблять их и там. Но когда по пути в Дамаск Павел встретил Иисуса и отдал Ему свою жизнь (Деян. 9), весь его прошлый опыт, как и характер, были переориентированы в нужном направлении. Точно так же Бог использует наше прошлое в благих целях, и неважно, какими нечестивыми мы могли быть раньше.

В Книге Деяния мы видим, что Павлу нравилось то волнение, которое он производил везде, где бы ни появлялся. Он знал, когда Слово Божье начинает работать, оно меняет установившийся порядок вещей, в результате чего начинается переоценка ценностей. Этого он и добивался. В самом начале своего служения он вернулся в Дамаск проповедовать Евангелие. Через некоторое время иудейские лидеры озлобились и решили убить его. Последователи Павла ночью тайком спустили его в корзине со стены (Деян. 9:19–25). Павел, казалось, ничуть не испугался разъяренной толпы.

Но тот же самый Павел сказал старейшинам из Эфеса, что он «…три года день и ночь непрестанно со слезами учил каждого из вас» (Деян. 20:31). Подумайте: один из сильнейших мужей Нового Завета плачет от сострадания к заблудшим душам. Павел проливал слезы над грешниками в царстве идолов, господствовавших во всем греко-римском мире того времени, точно так же, как плакал Иисус у гробницы Лазаря из-за неверия людей.

Причина противостояния

Праведный гнев, смешанный с состраданием, — вот ключ к пониманию состояния Павла. Гневаться несложно, многие люди сердятся, когда им приходится останавливаться на красный свет. Но гнев Павла был вызван его любовью. Процитируем еще раз слова, которые он сказал в послании к римской церкви: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:3). Многие ли из нас, отправляющиеся в Израиль как святые паломники, могут решиться на такие слова? Если бы сострадание в наших сердцах горело до такой степени, что мы готовы были бы отказаться от собственного спасения ради спасения других, тогда Израиль уже бы давно изменился… Как и вся Церковь.

В тюрьме и на свободе Павел желал одного — быть орудием Божьим. Даже когда его посадили в темницу в Филиппах, он пел хвалу и славу Господу. Как ему удавалось быть таким сильным перед лицом опасности? Может быть, мы найдем ответ на Дамасской дороге?

Право на противостояние

Когда Павел впервые встретил Иисуса лицом к лицу, он спросил Господа, что ему делать. В ответ Бог сказал, что ему предстоит пострадать. Другими словами, Бог не стал объяснять, какое конкретное дело нужно совершить Павлу, но показал, кем он должен стать.

Очень часто мы пытаемся делать что-то для Бога, не стремясь быть теми, кем Он хочет нас видеть. Мы должны иметь настойчивый характер, чтобы получить право на противостояние. Делания будет недостаточно, если мы не захотим быть кем-то. Бог дал понять Павлу, что нужно заплатить высокую цену за силу и власть изменять мир, и этой ценой должны стать послушание и готовность позволить Богу менять наш характер.

В Книге Деяния, в 17й главе, мы узнаем, что Павел заходил в синагогу каждый раз, когда оказывался в каком-нибудь городе. Там он представлял свидетельства из Писания о том, что Мессия должен пострадать, умереть и воскреснуть вновь — все это не соответствовало ожиданиям евреев. Павел осознанно шел на противостояние с иудеями, потому что при помощи библейских пророчеств о страданиях Мессии он доказывал тот факт, что Иисус и был Мессией, Которого так ждал весь еврейский народ.

Павел завоевал право на противостояние тем, что начал с самого важного — он говорил об ожидании пришествия Мессии. Он использовал то самое Писание, с которым его народ был хорошо знаком. Кроме того, он отождествлял себя со своим народом. Он был евреем, он изучал Писание и хранил закон. Он заслужил право быть услышанным.

Последствия противостояния

Но появление в городе Павла и тех, кто нес Благую весть вместе с ним, часто вызывало среди жителей не только оживление и возбуждение, но и панику. Павел не требовал почтительного к себе отношения или торжественного приема со стороны городских властей. Он просил одного — выслушать евангельское послание, с которым он пришел. Реакцией, однако, часто бывала злоба.

Было очевидно, что в мире царил непорядок (как и сейчас). Бог хотел все исправить через Иисуса Христа. Но иудейские лидеры, больше всего на свете ненавидевшие римлян, вдруг превратились в их союзников и стали громко жаловаться на то, что Павел пытается провозгласить царем евреев другого правителя, помимо кесаря!

Это было опасное обвинение, но, если разобраться, вполне обоснованное. Павел учил людей не повиноваться тем указам кесаря, которые противоречат Божьим заповедям. И хотя сами иудеи делали то же самое, они неожиданно объединились с ненавистными поработителями, чтобы противостать Евангелию Иисуса Христа.

Мы видим, все это творится в мире и сейчас. И мы всегда проповедуем радикальное христианство, поскольку только оно способно вызвать изменения в жизни людей, но тогда нас, хранящих законы Божьи, обвиняют в нарушении закона. Спорным вопросом может стать проблема абортов, в другой раз — разрешение молитв в школе, но так или иначе, обвинения против нас всегда найдутся.

Вы обязательно столкнетесь с оппозицией в той же мере, в какой готовы следовать за Иисусом и исполнять Его заповеди. Но вопрос сводится к одному: Иисус Христос — Господь или нет? Павел сказал, что Иисус есть Царь и Господь, а если так, тогда Его господство должно проявляться во всех сферах нашей жизни — физической, умственной, духовной, эмоциональной, финансовой и так далее. Тогда  быть ненавидимым и обвиняемым теми, кто противостоит Иисусу, большая честь.

К сожалению, иногда мы проявляем склонность идти на компромиссы. Нам хочется быть популярными даже среди тех, кто ненавидит нашего Господа. Мы идем на уступки и готовы договариваться и с правыми и с левыми, даже если они обвиняют нашего Господа. Но этого делать нельзя. Их ненависть к нам — свидетельство того, что мы находимся на верном пути, ступая по следам Иисуса.

Результаты противостояния

Одна из трогательнейших историй, какие я слышал, произошла с Аидой Скрипниковой, молодой баптисткой из Ленинграда. Аида пришла к Господу в семнадцать лет, и очень скоро у нее возникли неприятности с властями. Снова и снова ее вызывали в милицию и допрашивали, но при каждой возможности она продолжала смело свидетельствовать о Христе. На главной улице города, прямо против музея религии и атеизма она раздавала евангельскую литературу, за что вскоре ее посадили в тюрьму.

Однако она была готова заплатить за свою веру сполна. Она просидела три года в невероятно тяжелых условиях. Тайком она написала письмо, которое передали на волю. Среди всего прочего там были такие слова: «Мне много раз говорили, что я могу верить в Бога, но я должна вести себя так, чтобы об этом никто не знал. Мне все чаще предлагали свободу при выполнении этого условия. Дьявол начал нашептывать мне: „Не отвергай Бога, просто не выполняй Его заповедей“. Но для меня это одно и то же».

Когда я читал это письмо, я представлял тысячи других людей, сидевших в тюрьмах и концентрационных лагерях. Они на деле заплатили за свою верность, показав готовность смело провозглашать то, что Иисус Христос есть Господь. Вместе с Аидой были арестованы два баптистских старейшины. Одному из них объяснили, что он может жить в соответствии с Библией на небесах, но не здесь, на земле. В ответ на это он сказал: «Если на земле я не буду жить в соответствии с Библией, я никогда не попаду на небеса».

Я верю, что этим ответом он коснулся сущности Евангелия. Результатом благочестивого противостояния всегда является ясное свидетельство об Иисусе Христе. Очень многие христиане полагают, что могут разбавить евангельское послание и жить так, как им нравится, считая своим единственным долгом отдавать Господу Его десять процентов. Может быть, они попадут на небеса по благодати и милости Божьей. Но они даром проживают свою жизнь на земле и никогда не станут революционерами любви, которыми Бог хочет видеть нас.

Павел не был таким. Лежа в пыли на Дамасской дороге, ослепленный сиянием славы Божьей, он сразу спросил: «Господи! что повелишь мне делать?» Иисус сказал, что ему придется пострадать во имя Господа, но Он так же дал своему служителю необходимую силу, чтобы он смог выстоять против атак врага.

Истинная радость — противостоять дьяволу и побеждать, независимо от того, чего это будет стоить мне лично!

Цена поражения

Павел понимал, что за поражение в противостоянии придется заплатить намного большую цену, чем за цену противостояния. Помните историю Давида и Голиафа? Филистимляне вторглись на территорию Божьего народа, но израильтяне не были готовы сражаться с ними.

В Израиле не было оружия, потому что филистимляне запретили его изготовление. Но дело здесь не только в унижении. Эта ситуация очень похожа на то, что происходит сегодня, когда атеистические правительства пытаются диктовать Божьему народу, сколько Библий мы можем иметь. Неужели мы позволим врагу прекратить нашу деятельность и не дать Церкви завоевать мир? Или же мы станем послушны воле Иисуса и «научим все народы» (Мф. 28:19).

Когда я читаю о деятельности политических революционеров, я невольно задаюсь вопросом: а что же Церковь, может ли она сравниться с этими революционерами в желании поразить своего врага? Коммунисты не задумываются над тем, стоит ли отдавать своей партии положенную «десятину». Если они не будут вкладывать в дело партии до восьмидесяти процентов своего дохода, они просто перестанут быть членами партии. Они не думают ни о браке, ни о дружбе, потому что свободно и добровольно посвящают всю свою жизнь делу революции. Но сколько христиан могут отказаться хотя бы от воскресных телевизионных передач по вечерам в пользу Евангелия?

Кто виноват в наших поражениях? Когда Голиаф оскорблял армию израильтян, стоя на земле, которую Бог отдал Своему народу, он на самом деле выражал свое полное презрение по отношению к Богу Израиля. Как Павел процитировал из Книги пророка Исаии, «ибо ради вас… имя Божие хулится у язычников» (Рим. 2:24). Когда мы ведем себя так, что недостойны называться христианами, мы можем быть достаточно изворотливыми, чтобы избежать ответственности за свое поведение, но в любом случае все осуждение и все насмешки будут направлены на нашего Бога.

Голиаф, как и сатана в любом своем обращении к нам, все разговоры начинал со лжи. «Зачем вышли вы воевать?» — кричал он израильтянам. Он стоял на израильской земле, на которую вторглись филистимляне. Израильтяне лишь требовали обратно то, что принадлежало им по праву, однако Голиаф вел себя так, словно Израиль вторгся на его территорию.

Каждый раз, когда мы защищаем себя как верующие, враг пытается протестовать, утверждая, что мы выступаем против него несправедливо. Но мы всего лишь настаиваем на наших, Богом данных правах: иметь Библии, дать детям христианское образование и воспитание, предоставить шанс на жизнь неродившимся детям. Мы должны твердо стоять на наших позициях, независимо от того, в чем пытается обвинить нас враг.

<< Глава 4   |   Содержание   |   Глава 6 >>