Брат Андрей. «Изменяя мир для Христа»


МОЖНО ЛИ СТАТЬ ГЕРОЕМ


Великая скорбь о страдающих братьях и сестрах

Если мы действительно хотим стать героями веры, если мы хотим стать мужами и женами Божьими, которые осуществляют ходатайство перед Богом, то ответом на страдания наших братьев и сестер во Христе в разных точках мира может быть только одно — наша великая скорбь.

Вы знаете о том, что в России существует закон, запрещающий христианам давать своим детям христианское образование? Вот вам пример того, как люди лишаются защиты Божьей. В России отец с матерью по закону не имеют права учить своего ребенка молиться, любить Иисуса и верить Библии. Это запрещено.

Одна церковь в России, где я побывал, лишилась пастора, потому что он сделал нечто запретное. Во время рождественской службы он обратился к детям, которые были в церкви, и спросил: «Вы знаете, зачем Иисус пришел в этот мир?» Это была тема его рождественской проповеди. За один этот вопрос его выкинули из церкви и сослали в отдаленное место, где не было ни церквей, ни общения.

Так почему же шестьдесят шесть процентов населения Земного шара страдают от различного рода ограничений, не имея той свободы, которой наслаждаемся мы? Разве они согрешили? Это ужасная и непростительная теория (я ненавижу ее всем моим существом), в соответствии с которой человек страдает оттого, что, должно быть, согрешил. В таком случае мы можем прийти к выводу, что если выполнять Божий закон и отдавать десятину, то у нас не будет никаких проблем. Я не приемлю эту теорию, потому что она оскорбляет страдающую Церковь, братьев и сестер, которые на передней линии фронта дорого платят за участие в космической битве между Богом и сатаной.

Бог осуществляет Свои цели на земле через Своих детей. Я убежден, что те, кто сидит сегодня в концентрационных лагерях за свою веру, расплачиваются за мою и вашу свободу. И предполагать, что они платят за собственные нечестивые дела, — это величайшая неблагодарность по отношению к ним.

Сегодня в мире есть страдающая Церковь. Большая часть Церкви страдает сильнее, чем раньше, а что мы делаем для нее?

Герои, как вы или я

В нашем обществе пресса скоропалительно создает героев дня, способных избавить нас от всех тягот и лишений. Мы, как дети, всегда желаем немедленного разрешения всех наших проблем, но, когда они никуда не исчезают, мы обвиняем кумиров, которых сами же создали, после чего просто выкидываем их из своей жизни.

Когда мы оглядываемся вокруг в поисках героя, мы склонны искать знаменитость: выше среднего роста, хорошо образованного и умного — и мы думаем, что Бог обязательно должен сделать нечто грандиозное через такого человека. Чушь! Герои веры часто обычные люди, как вы или я.

Глубоко в подсознании общества живет жажда истинных героев, людей, чья жизнь покоится на твердом основании, которые не колеблются, когда становится трудно, которые встают рядом с другом в момент его слабости и говорят: «Смелее, Бог верен. Я тоже прошел через это». Эти герои веры, однако, не появляются в мгновение ока, как герои мультфильмов. Они вырастают, преодолевая маленькие трудности в жизни и глядя на все глазами веры.

Мне никогда не забыть Всемирную конференцию по евангелизации 1966 г., которая проходила в Берлине. Список выступающих впечатлял. Некоторым людям понадобилась целая страница, чтобы перечислить свои заслуги и достижения, сообщить о том, какие они известные, сколько книг написали. Когда я перечитывал десятки имен с учеными степенями и званиями, я наткнулся на знакомое имя Корри тен Боом, за которым не следовало ничего.

Теперь, по прошествии более двадцати лет, я забыл всех именитых участников, но до сих пор помню Корри. В течение всей недели она старалась быть с людьми и служить им. Она не была профессором, у нее не было степеней, но она была героем веры. Она знала Божьи принципы, действовала в соответствии с ними и заплатила за это сполна.

Будет больно

Я не утверждаю, что кризисные ситуации, с которыми мы сталкиваемся, не могут причинить нам боль. Лишение работы, смерть ребенка, серьезные заболевания — такое может случиться с каждым из нас, а может быть, уже случилось — тогда самые твердые в вере сердца подвергаются тяжелым испытаниям, и прежде всего испытывается наше терпение. Реакция на такие времена бедствий формируется не за одну ночь. Наша твердая вера созидается тогда, когда мы учимся преодолевать маленькие разочарования, переживаем небольшие утраты, болезни, неудачи, отверженность и боль.

Библия учит, что наше отношение к периодам болезни, беспокойства, преследований и печали зависит от того, что мы знаем о Боге. В Послании к Евреям (11:1) вера объясняется как «осуществление ожидаемого и уверенность в невидимом». Другими словами, вера состоит из нашего внутреннего знания о сверхъестественном и невидимом, и с помощью этого знания мы можем выдержать все нападки противника и продолжать свое служение, несмотря на трудные обстоятельства.

Повсюду в Библии мы видим, что Бог поддерживает в критические моменты как отдельных людей, так и целые народы и делает из них героев веры. Их борьба описана для нашей пользы, чтобы помочь нам познать истинный характер Бога. В Послании к Римлянам (4:23, 24) сказано: «А впрочем, не в отношении к нему [Аврааму] одному написано… но и в отношении к нам…».

Если мы хотим быть героями веры, то должны понимать: нам нужно будет сражаться, будут страдания и раны, боль и смерть. Это реально. Может ли быть на войне иначе? Нам придется платить большую цену за свою веру.

Библейскому персонажу Давиду тоже пришлось заплатить сполна. Его победа не была легкой, и его жалкие маленькие камешки, конечно же, не были оружием, которое могло бы произвести впечатление на мир. Но он пришел во имя Господа и благодаря этому одержал победу.

Хотим ли мы быть героями веры и провозглашать Слово Господа независимо от цены, которую нам придется заплатить за свои принципы? Если Бог мог дать победу Своему народу через Давида, Он может дать победу и через нас. У Давида была только часть Ветхого Завета, но он смело провозглашал ее. У нас есть полный Ветхий и Новый Заветы, у нас есть многочисленные версии и переводы, великие проповедники, телевидение и радио, так почему же мы не можем покорить мир ради Христа?

Давайте вместе решим, что будем героями веры. Бог щедро и охотно дает веру любому, кто хочет принять ее и ходить Его путями. Готовы ли мы пойти в этот опасный мир только с одним оружием — Словом Божьим, Словом Духа? Вы можете не видеть и не чувствовать его отточенного и острого лезвия, но именно это оружие сделает вас непобедимыми. Никакие Железные занавесы, культурные преграды, религиозные различия не смогут сдержать продвижения вперед тех, кто идет со Словом Божьим.

Враги наступают на нас со своим страшным оружием, а мы идем во имя Всемогущего Господа. Победа за нами!

Неизбежность сомнений

Немногим из нас приходится переживать физические стрессы или психологические пытки, связанные с преследованиями за веру или с заточением в тюремной камере. И все же многие начинают сомневаться в Божьей любви, жалуются на обстоятельства, жалеют себя или иным образом колеблются в вере, когда испытывают трудности, которые встречаются в жизни каждого из нас.

Способность сомневаться — очень важное свойство человеческой натуры. Мы были сотворены со свободной волей, которая побуждает нас исследовать, ставить под сомнение и пытаться самим выяснить интересующие нас вопросы. Поэтому даже как христиане мы иногда не уверены в Божьем Слове и вопрошаем: истинно ли Бог сказал это? Я твердо верю, что Бог допускает многие наши сомнения. Но Он никогда не примет сомнений в Его характере. По этой причине при изучении Слова Божьего мы в первую очередь должны исследовать Его характер.

Интересно изучать пророчества, но наше понимание и толкование их может быть ошибочным. Интересно вникать в трудные доктринальные учения, но и здесь мы можем допустить ошибку. Однако наступит момент, когда все эти теории исчезнут и все, что нам казалось таким дорогим, будет отнято у нас — наша свобода, наши Библии и церковь, но вместе с тем никто не сможет лишить нас полного и безграничного доверия к Богу и понимания того, Кто Он есть.

Такие же, как Христос

Вы когда-нибудь задавались вопросом, почему большинство христиан сегодня не совершают тех «великих дел», которые, как обещал Иисус, мы будем совершать? Собственно говоря, почему мы даже не делаем того же, что делал Иисус? Мы называем себя христианами, подразумевая, что мы «такие же, как Христос», но любим ли мы, как любил Иисус, живем ли, как Он жил, и, что важнее всего, молимся ли, как Он молился, и получаем ли такие же потрясающие результаты? Я не говорю сейчас о чудесах — это очевидно, что большинство из нас не практикуют воскресение мертвых как нечто само собой разумеющееся, не восстанавливают зрение слепым и не могут накормить тысячи голодных людей пятью хлебами и парой рыбешек. Я просто спрашиваю, изменили ли мы хоть как-то мир, который, как сказал Иисус, нам следует изменить. Пытались ли менять его так, как это делали апостолы и первые христиане?

Конечно, есть и исключения, но, я думаю, вы согласитесь с тем, что большинство современных христиан далеки от решения этих вопросов. Причина простая: мы не понимаем, что у нас могут быть такие взаимоотношения с Богом, которые приведут к подобным результатам. Мы не верим, что Бог сделает то, о чем мы просим, потому что на самом деле не понимаем, каков Он, или не понимаем принципы, на которых строятся наши взаимоотношения с Ним.

Громко сказано? Возможно. Но если бы мы понимали Бога так, как понимали его пророки, апостолы и первые верующие, если бы мы действительно знали, как общаться с Ним, разве не совершали бы мы поступки более великие, чем предсказал Иисус? Если бы мы знали Господа так, как Он хочет, чтобы мы знали Его, ничего невозможного не осталось бы для нас.

Кажется, из года в год, из десятилетия в десятилетие людей, которые бы поступали так, как поступал Иисус, становится все меньше, и все реже встречаются они.

Проблема в том, что мы считаем героев веры какими-то необыкновенными людьми, не такими, как мы сами. Мы воображаем себе, что у них есть особый дар, и выделяем их среди простых христиан, таких, как мы. Мы возносим их на пьедестал и называем их «духовными гигантами», «героями веры», «великими подвижниками». Что ж, в каком-то смысле, так оно и есть. Но мы упускаем одну деталь: они ничем не отличаются от нас. Они просто поняли идею, которая все определяет в деле ходатайства и заступничества. Люди, чье служение Богу можно назвать эффективным, хорошо знали две вещи — Его характер и Его волю.

Характер Бога

Итак, основанием для всего, что мы делаем в духовной сфере, служит прежде всего понимание характера Бога и Его целей. Ответ на вопрос: «Кто есть Бог?» — это основа всех наших поступков, потому что мы не сможем положиться на Бога ни в чем серьезном до тех пор, пока не узнаем, каков Он.

Когда вы с кем-то знакомитесь, первое, что вы делаете, — наблюдаете и задаете вопросы, которые помогают вам понять личность и характер другого человека. Какой он? Спокойный и терпеливый или невыдержанный и вздорный? Как он относится к новым идеям: настороженно или открыто? Слушает ли он вас с уважением и интересом или предпочитает, чтобы слушали лишь его? Готов ли он отдавать или предпочитает отношения, в которых вы даете, а он только принимает? Высказывает ли он справедливые и разумные суждения о людях или обвиняет их, не считаясь с обстоятельствами? Добрый он или грубый? Можно ли ему верить или он склонен преувеличивать и вводить вас в заблуждение, с легкостью давая обещания, которые и не собирался выполнять?

Задаваясь такими вопросами, мы решаем, есть ли в наших взаимоотношениях надежда на дружбу. Мы строим фундамент из предположений, на которых взаимоотношения могут развиваться. Мы не можем подружиться с кем-то, кто абсолютно непредсказуем и ненадежен. У нас есть определенные ожидания и потребности, и если они не оправдываются, то невозможно построить здоровые взаимоотношения, которые приносили бы удовлетворение. Мы должны задавать вопросы и пытаться выяснить для себя, почему этот человек ведет себя так, а не иначе. Ответы, которые мы получим, помогут нам предположить, чего ожидать в будущем. Если же мы чего-то не понимаем, мы спрашиваем: «Почему ты так поступил? О чем ты думал?» Мы силимся понять принципы, которыми руководствуется человек, чтобы предвидеть, как он будет вести себя с нами и с остальным миром.

Именно так мы должны выстраивать наши дружеские взаимоотношения с Богом. Что мы знаем о Боге? Как Он действует? Что Он уже сделал? Как Он описывает Сам Себя? Какой опыт мы приобрели, общаясь с Ним?

Спросите мусульманина: «Кто такой Бог?» — и он вам ответит, перечислив по памяти 99 атрибутов Бога, но вы не найдете среди этого списка слова Отец. Это одно из фундаментальных отличий между нашим Богом и богами, почитаемыми другими религиями. Христианин может назвать Бога Отцом, потому что Иисус рассказал нам, что Он — наш Отец. И даже больше чем Отец: Он — Авва (арам. «отец»). Наш Бог — Папа, на Чьи колени мы можем залезть, как маленькие дети, понимая, что Он любит нас, не скрывая этого.

Вот один из ответов на вопрос, кто такой Бог. Бог не просто Отец, как все остальные отцы, Он наш Папа. Но что еще мы знаем о Нем? Многообразие откровений о характере Бога в Писании выделяет и другие достоинства, которые делают Его отличным от богов и пророков любой другой религии. Одно из самых важных достоинств, конечно, то, что Он — любящий. Как создания Божьи, мы не можем жить без того, чтобы не любить и не быть любимыми, потому что мы были сотворены по образу Божьему. Всеми своими мыслями, побуждениями, эмоциями мы стремимся к любви Бога. Мы никогда полностью не удовлетворим это стремление вне Бога, потому что «…Бог есть любовь… Будем любить Его, потому что Он прежде возлюбил нас» (1 Ин. 4:16,19).

Бог определяет Себя как любящего человечество великой любовью и страстно желающего, чтобы Его любили в ответ. Книги Писания раскрывают нам глубину и нежность любви Бога к нам, включая всю Книгу Песни Песней Соломона — прекраснейший гимн любви, написанный когда-либо. Бог выразил свою любовь через Иеремию, сказав: «…любовью вечною Я возлюбил тебя и потому простер к тебе благоволение» (Иер. 31:3). Он также сказал в другом месте Книги Пророка Иеремии: «…Я — Господь, творящий милость, суд и правду на земле; ибо только это благоугодно Мне» (Иер. 9:24).

Но не только в словах Господа мы видим любовь. Его деяния тоже пронизаны любовью. В истории человечества нет такого Бога, как наш, Который не только заявил о Своей любви к нам, но доказал ее, положив жизнь Свою за нас. У нас не может быть сомнений в качестве или каком-то ограничении такой любви. Можно сказать так: я спросил Иисуса: «Насколько сильно Ты любишь меня?» И Иисус ответил: «Вот так сильно», — раскинул Свои руки и умер.

Многие поднимают вопрос о том, как любящий Бог мог создать мир, в котором так много боли и страданий. Споры вокруг этой «несуразности» длятся уже века, но Иисус полностью разрешил этот вопрос, когда занял наше место на кресте. Это был ответ Бога на боль и страдания. Как христиане, мы знаем, что горе и мучения в этом мире не дело Бога и не Его выбор. Он страдает вместе с нами и в конечном счете страдает за нас, но Он никогда не хочет, чтобы мучались мы. Из любви Он дал нам свободу сказать «да» или «нет» Его справедливой и праведной воле, и до тех пор, пока мы говорим «нет», мы позволяем силам зла опустошать наш мир. Страдание, которое мы испытываем, — это естественное следствие всех действий вопреки воле Божьей. Наших действий или действий других. Обладая греховной человеческой природой, мы сами приносим себе несчастья. Лишь Бог — творец любви.

В Писании можно найти тысячи примеров, доказывающих, что Бог служит образцом любви, справедливости, праведности и отцовского к нам отношения. Мы не можем останавливаться на всех примерах или даже на части их — это очевидно. Но мы уже рассмотрели ряд характеристик, которые позволят вам строить взаимоотношения с Богом на более интимном уровне. Кроме того, у вас есть целая вечность, чтобы изучить ничем не ограниченное богатство личности Бога и Его Духа!

И все же есть еще одна Божественная черта, которую я хотел бы упомянуть. Это постоянство — очень тонкая, но крайне важная черта. Бог доказывает Своими делами, что Он действительно такой, каким Себя называет. Бог будет всегда поступать в соответствии с целями и характером, которые Он открыл нам. Это неизменно. Он такой, какой есть, и в Нем нет ни тени непостоянства. В Своем сердце Он сострадательный, любящий Бог, открытый нуждам и желаниям тех, кто любит и знает Его. Другими словами, характер, сущность и цели Бога неизменны, но Его планы гибкие.

Эта гибкость дает нам возможность менять течение жизни через ходатайство, заступничество и молитву. Если мы знаем, как поступать, чтобы были исполнены Божьи условия для изменения мира, то это приведет нас к согласию с Его волей. Когда мы научимся лучше понимать Его Самого, мы начнем понимать и Его планы для мира. Затем, когда мы будем следовать духовному водительству и учиться молитве в соответствии с Его святой, любящей волей и святыми целями, мы окажемся вовлеченными в исполнение, а иногда и изменение планов Божьих. Именно так мы прославляем Его и становимся настоящими соучастниками Его творчества. История пророка Илии помогает нам понять это.

Воля Божья

«Илия был человек, подобный нам, и молитвою помолился, чтобы не было дождя: и не было дождя на землю три года и шесть месяцев. И опять помолился: и небо дало дождь, и земля произрастила плод свой» (Иак. 5:17–18).

Прочтите первое предложение еще раз: пророк «был человек, подобный нам», — человек, испытывающий такие же страхи, радости, сомнения, как и мы, с аналогичными проблемами. Илия даже был лишен того, что есть у нас: Иисус еще не появился на арене жизни, и Святой Дух еще не сошел, чтобы укреплять верующих. И все же он молился, и дождя не было три года. А затем снова молился, и пошел дождь. Почему? Потому что Илия знал Бога и понимал Его волю. Поэтому, когда он молился, Бог отвечал ему.

Эта история, рассказанная в Третьей книге Царств (с 17 по 18 гл.), многое помогает нам понять. Давайте бросим на нее быстрый взгляд и посмотрим, чему может научить нас та необычная засуха. Для начала обратите внимание на гармоничные отношения между Илией и Богом, как будто два друга работают над завершением Божественного замысла. Илия сказал, что дождь будет только «по моему слову» (17:1), и через три года Господь дал ему знать, что скоро наступит время для исполнения этого слова (18:1).

Затем мы читаем в Третьей книге Царств (18:41–46), что Илия услышал шум дождя задолго до того, как туча появилась в небе. Его ответ? Молитва. Он «наклонился к земле» и начал молиться заступнической молитвой, а затем семь раз посылал отрока своего посмотреть на небо в направлении моря. Наконец небольшое облако появилось, и пошел большой дождь.

Из этого мы можем сделать следующие выводы: так как Илия знал Бога, он также знал, что, во-первых, Господь хочет, чтобы он молился о дожде, и, во-вторых, Господь не изменил бы Свои планы на засуху, если бы Илия не молился. Несмотря на то что Илия знал волю Божью и уже было Его слово об этом, все равно потребовалась интенсивная заступническая молитва, чтобы Господь исполнил Свой план.

Вы когда-нибудь молились, стоя на коленях, опустив голову на каменный пол? Попробуйте! Непонимание необходимости этого принесло слишком много страдания в мир. Где сегодня такие, как Илия, чтобы изменять планы Бога?

Илия не был особенным. Его дружба с Богом — это единственное, что делает его исключительным. Благодаря близости этих отношений он знал, как молиться, чтобы молитва приносила результаты.

Кто может изменить планы Бога? Те, кто близки Ему, те, кто знают Его достаточно хорошо, чтобы понимать Его характер и Его волю, те, кто готовы поверить, что Бог не только принимает молитвы об изменении Его планов, но и хочет их. Это открывает для вас и для меня большие возможности, потому что Господь ищет сегодня новых Илиев — мужчин и женщин, которые поставят дружбу с Ним и служение Ему превыше всего остального. У каждого есть героический потенциал для того, чтобы не только делать такую же работу, но и оказывать такое же влияние на мир, которое оказывали библейские персонажи своими молитвами.

Понимаете, молитва — это не только удобный «лифт», который может поднимать каждого верующего на аудиенцию к Королю; это также великий «уравнитель», который дает нам одинаковый доступ к Богу. Какими бы ни были наш опыт, умственные способности, счет в банке, образование, социальный статус или семейные обстоятельства, вы и я имеем такой же доступ к Нему, какой имели исторические гиганты духа. Мы можем разделить вместе с Моисеем, Илией, Авраамом, Павлом и многими другими героями Библии «…хранимые во тьме сокровища и сокрытые богатства…» (Ис. 45:3), обещанные Богом Своим друзьям. Когда мы станем такими друзьями для Бога, как они, не останется границ для нашей молитвы.

Все эти размышления будем считать предварительными, основной разговор о молитве, без которой невозможно успешное служение, впереди.

Дружеские отношения с Богом

Встает вопрос: каковы необходимые условия для построения динамичных взаимоотношений с Богом? В этом нет никакой тайны. Как и в ответах на другие вопросы, Господь и здесь сделал путь прямым, потому что Он страстно желает стать нам ближе. Если мы будем следовать духовному водительству, чтобы жить в соответствии с Божьей волей, то сможем установить искренние, честные и живые отношения с Ним, для которых не будет границ. Мы будем приходить к Богу с большой уверенностью и энтузиазмом, потому что мы узнаем, кто Он. Апостолы и пророки это понимали. Каждый герой веры был героем только до тех пределов, до которых он сумел развить настоящие дружеские взаимоотношения с Богом. Апостол Павел написал верующим в Филиппах: «Да и все почитаю тщетою ради превосходства познания Христа Иисуса, Господа моего: для Него я от всего отказался, и все почитаю за сор, … чтобы познать Его, и силу воскресения Его, и участие в страданиях Его, сообразуясь смерти Его» (Флп. 3:8, 10).

Какое высказывание! Павел был готов отдать все, что имел, включая жизнь свою, чтобы познать Иисуса. И считал это самым главным. Каков результат? Сегодня вы и я были бы иными людьми, живущими в ином мире, если бы Павел не знал Бога так, как он знал.

Еще раз хотел бы подчеркнуть, что Бог не приберегает такой тип взаимоотношений для супердуховных людей или тех, у кого есть особый дар. Он хочет приблизиться к каждому понятным для него способом. Он сделал все возможное и даже больше того, чтобы это стало реальным. Знаете ли вы, что во всех религиях мира люди должны искать богов, в то время как наш Бог — единственный, Который Сам пришел нас искать?

Начиная с Адама и Евы в саду, Господь всегда искал нас, вместо того чтобы ждать, когда мы найдем Его.

В величии Своей любви Он всегда делал первый шаг.

Он обращался к нам через пророков, сделался доступным нам через Иисуса Христа и наконец послал Духа Святого, чтобы помочь нам достичь совершенной гармонии в общении с Ним. Наш Бог неустанно ищет близости с нами. Нам нужно лишь ответить на Его предложение.

«Так говорит Господь: да не хвалится мудрый мудростью своею, да не хвалится сильный силою своею, да не хвалится богатый богатством своим. Но хвалящийся хвались тем, что разумеет и знает Меня…» (Иер. 9:23, 24).

Позвольте рассказать вам историю: я молюсь, чтобы она оказалась хорошим примером для всего сказанного. Несколько лет назад, до того как кто-либо присоединился ко мне в моих долгих поездках по коммунистическим странам, я начал просить Бога о жене и семье. Я думал, что семья поможет мне справиться с одиночеством, которое угнетало меня в моих длительных и рискованных путешествиях.

Ответ Господа, который я получал несколько раз, был четкий и определенный: «…у оставленной гораздо более детей, нежели у имеющей мужа» (Ис. 54:1). Я не был доволен этим ответом, поэтому продолжал молиться, прося Бога дать мне жену и детей. И Бог ответил, послав жену и пять прекрасных детей, которые любят Господа и служат Ему. Я получил то, что хотел, несмотря на изначальный отказ Господа (если так можно выразиться).

И только сегодня, по прошествии многих лет, я понимаю, почему Бог поначалу отказал мне. Он знал о той почти непереносимой боли и страданиях, которые принесет мне семья в будущем. Только Он мог предвидеть, что семья станет в полном смысле слова «ношей», которую мне придется нести в опасных и продолжительных поездках. Заботы о моих домашних, которых я оставил, перерастали в непрерывную боль. Тоска по дому, которой я не знал раньше, сопутствовала мне, куда бы я ни шел.

Дополните эту картину страданиями и тревогой моих близких, которые они также испытывали в течение моих длительных поездок. Большую часть времени, пока дети росли, я был вдали от дома, недосягаемый, недоступный даже для телефонных звонков или писем. Когда возникали семейные проблемы, моей жене приходилось справляться с ними без моей помощи или участия. И характер моей работы не позволял мне надеяться на помощь моей семьи, мне приходилось всегда обходиться самому.

К чему этот пример? Поступить по-другому, остаться без семьи еще не значит поступить правильно, но вполне очевидно, что мой выбор и моя настойчивость в молитве привнесли в мою жизнь страдания. Теперь я уверен: боль может причинить только то, что я впускаю в свое сердце. Не так ли и мы причиняем боль Богу?

Даже теперь, когда я пишу эти строки, я нахожусь в горной части Ливана, окруженный сотней вооруженных друзов (приверженцев одной из мусульманских шиитских сект). Я только что закончил обед с неоспоримым лидером всех друзов в его дворце. Никто не знает, что я здесь, и я никому не могу об этом рассказать, даже своей семье, о которой я думаю в любых обстоятельствах с волнением и тревогой.

Но я также понимаю, лучше чем когда-либо, что близость с Господом Иисусом — это то, что делает нашу жизнь значительной, какой ей и следует быть.

Моисей — великий ходатай

Один эпизод, показывающий отношение Моисея к народу Израиля, его жертвенную любовь к нему, помогает нам также понять факт, что знание характера Бога может быть решающим в деле ходатайства и заступничества, за которое взялся Моисей.

Если открыть Книгу Исход (гл. 32–34), то мы увидим Моисея и народ Израиля в весьма сложной ситуации. Пока Моисей был на горе Синай, получая письменные указания Божьи, израильтяне, ожидавшие его внизу, в долине, решили, что уже достаточно долго ждали. Они просят Аарона сделать им другого бога для поклонения, после чего собирают золотые украшения и отливают из них тельца.

Бог заканчивает давать наставления Моисею и узнает, что израильтяне предали Его — «народ жестоковыйный», «скоро уклонились они» от пути, который Он указал им, и поклоняются золотому тельцу. Отягчая свой грех, они приписали идолу заслугу в том, что это он вывел их из земли египетской!

Совершенно понятно, что терпение Господа в конце концов истощилось. Он объявляет, что принял решение уничтожить Израиль. «Итак, оставь Меня, — говорит Бог Моисею, — да воспламенится гнев Мой на них, и истреблю их…» (Исх. 32:10). Но заметьте, Бог заканчивает Свою речь словами: «…и произведу многочисленный народ от тебя».

Это заявление ставит Моисея перед сложным выбором, который ему надо сделать самостоятельно. Бог говорит ему о возможности стать действительно важной персоной. Вместо того чтобы оставаться навеки связанным с этой толпой неблагодарных и неверных, которые отвернулись от Господа при первой же возможности, Моисей мог превратиться в патриарха великого народа. Сколько из нас отвергли бы такое предложение Бога? «В конце концов, — сказали бы мы сами себе, — если Господу угодно стереть с лица земли этих мятежных негодяев и использовать меня, чтобы произвести народ, который прославит Его, то кто я такой, чтобы спорить?»

Но Моисей, истинный заступник, не принял этот план Господа как единственно возможный. Он понимал характер Бога, он знал, что Бог рассудительный, милосердный и верный Своему слову. Поэтому по сути его ответ звучит следующим образом: «Боже, Ты не можешь сделать этого! Что скажут египтяне, когда узнают, что Ты уничтожил тот самый народ, который Ты называл Своим народом и вывел его из рабства? А кроме того, неужели Ты забыл слуг Своих — Авраама, Исаака и Израиля? Как же быть с Твоими обещаниями им?

Ты не можешь взять назад Свое слово!»

Вот перед нами человек, который знает, как молиться, основываясь на проницательности и приводя веские доводы! В результате Бог милостиво отменил «зло, о котором сказал, что наведет его на народ Свой» (Исх. 32:14).

Но на этом история не заканчивается. После того как Моисей убедил Господа дать израильтянам еще один шанс, он спускается с горы со скрижалями откровения, на которых начертаны письмена Божии, и находит свой народ обнаженным, танцующим перед тельцом. В приступе гнева или, возможно, от тщетности попытки снять обвинение против них (единственная копия которого была в его руках), он разбивает вдребезги скрижали откровения и просит Аарона дать объяснение, как он ввел народ в сей великий грех. Ответ Аарона безусловно войдет в историю как один из самых удивительных по находчивости: «…ты знаешь этот народ, что он буйный. Они сказали мне: „сделай нам бога, который шел бы перед нами…“ И я сказал им: „у кого есть золото, снимите с себя“. И отдали мне; я бросил его в огонь, и вышел этот телец» (Исх. 32:22–24).

Как тут не поверить Аарону? В мгновение ока превратил он идолопоклонство и распущенность в одно из мнимых чудес Божьих.

Поразительно, но именно после этого Моисей возвращается к Богу и молится самой дерзкой молитвой из когда-либо записанных (сравнимой разве что с молитвой апостола Павла за Израиль в Послании к Римлянам (9:3), пытаясь искупить вину своего народа.

«О, народ сей сделал великий грех: сделал себе золотого бога, — говорит он Господу, — прости им грех их, а если нет, то изгладь и меня из книги Твоей, в которую Ты вписал» (Исх. 32:31, 32). Этим он сделал гигантский шаг веры. По сути, он сказал: «Боже, я понимаю Твою праведность, и я знаю кое-что об искуплении.

Я могу предложить тебе только одно искупление за мой народ, которое Ты сможешь принять. Вот я, изгладь меня из Своей книги вместо них».

Моисей не оказывает неповиновения Богу. Он не говорит, как заявляют некоторые: «Господь, если Тебе не нужен Израиль, то и я не останусь с Тобой». Нет, Моисей приносит себя в жертву умилостивления за грех своего народа. Он предлагает сделать то, что сделает Иисус. Он поступает и говорит по откровению и с таким прекрасным пониманием замысла и характера Бога, что сотни лет спустя Бог выбирает именно Моисея, чтобы вместе с Илией он взошел на гору Преображения и беседовал с Иисусом о том, какой великий результат будет достигнут Его искупительной смертью на кресте (Лк. 9:30–31). Итак, мы видим, что, заступившись за свой народ, вместо того чтобы принять план Бога как окончательный, Моисей сильно изменил историю.

Бог ответил на предложение Моисея об искуплении следующим образом: «Того, кто согрешил предо Мною, изглажу из книги Моей» (Исх. 32:33). Израильтяне будут вынуждены понести то наказание, которое их грех заслуживает. Но все же ради Моисея Господь истребил их не полностью.

Впоследствии Моисей и Бог становятся все ближе и ближе. «И говорил Господь с Моисеем лицом к лицу, как бы говорил кто с другом своим…» (Исх. 33:11). Какие поразительные слова! Моисей и Господь обсуждают все так, как вы и я могли бы говорить друг с другом у моей двери!

В одном из таких диалогов Моисей обращается к Богу с удивительной просьбой: «…если я приобрел благоволение в очах Твоих, то молю: открой мне путь Твой, дабы я познал Тебя… и помысли, что сии люди — Твой народ» (Исх. 33:13). Моисей, конечно, знает, что нашел благоволение в очах Господа. Вряд ли Бог стал бы с ним разговаривать каждый день, если бы это было не так! Поэтому Моисей обращается к Богу как к своему другу. Он мог просить Господа о чем угодно, и вполне естественно, он просит о том, что ему, как истинному заступнику Израиля, важнее всего: «Помоги мне лучше узнать Тебя, чтобы я смог остаться Твоим другом, и подтверди, что эти люди — действительно народ Твой».

Бог отвечает на молитву Моисея подобием настоящего объятия: «И то, о чем ты говорил, Я сделаю, потому что ты приобрел благоволение в очах Моих, и Я знаю тебя по имени» (Исх. 33:17). Это прекрасное подтверждение любви Божьей подталкивает Моисея попросить о выполнении еще одного большого желания. Об этом никто не просил Бога до него: «Покажи мне славу Твою» (Исх. 33:18). Или, как перевела Хелен Спаррел, «Покажи мне Тебя Самого!» Можете ли вы себе представить, как должна была тронуть Господа эта удивительная просьба Моисея? Бог отвечает без колебаний: «Я проведу пред тобою всю славу Мою и провозглашу имя Иеговы пред тобою…» (Исх. 33:19).

Да, Бог дает Моисею то, чего никогда не давал ни одному человеку: там, на горе Синай, Бог Иегова проводит «всю славу Свою» перед Моисеем, ничего не скрывая, кроме Своего лица, чтобы сохранить Моисея — «потому что человек не может увидеть Меня и остаться в живых» (Исх. 33:20). Во время этого Бог открывает Себя, показывая, кто Он есть, обнаруживая ошеломляющие черты Своего характера: «Господь, Господь, Бог человеколюбивый и милосердый, долготерпеливый и многомилостивый и истинный, сохраняющий милость в тысячи родов, прощающий вину, и преступление, и грех…» (Исх. 34:6, 7).

Бог раскрывает Свой характер, объясняя Моисею значение Своего имени. Он словно говорит: «Моисей, ты хотел узнать Меня? Вот каков Я:

— Человеколюбивый, добрый и понимающий;

— Долготерпеливый, рассудительный, многомилостивый;

— Верный и истинный;

— Праведный и справедливый».

Но этим Он не ограничивается и дальше расширяет понимание Моисея, представляя Себя дважды произнесенным именем: «Господь, Господь» (что можно перевести также «Вечный Бог, Вседержитель»). Это напоминает Моисею о суверенной власти и авторитете Бога.

Чем ответил Моисей на это ошеломляющее откровение Божье? Само собой разумеется, великий ходатай не теряет времени даром, заставляя новые знания работать для своего народа. «Господь, — говорит он по существу, — когда Ты назвал Себя этими именами и я увидел, какой Ты, это дало мне надежду, что Ты можешь простить моему народу даже то, чего простить нельзя! Поэтому я прошу Тебя: несмотря ни на что, возроди нас и сделай Своим народом!» Это действительно одна из самых превосходных стратегических молитв за все времена.

Она также и одна из самых эффективных, так как Господь отвечает Моисею: «Я заключаю завет: пред всем народом твоим соделаю чудеса, каких не было по всей земле и ни у каких народов; и увидит весь народ, среди которого ты находишься, дело Господа; ибо страшно будет то, что Я сделаю для тебя» (Исх. 34:10).

Понимаете ли вы, что тут происходит? Моисей обращается к Богу, глубоко понимая Его характер, который Господь ему открыл, и Бог отвечает безотлагательно, давая Моисею все, о чем он просит, и даже намного больше. Он также дает израильтянам то, чего они не заслуживают, — еще один шанс.

Какая награда! Видите, как Бог любил Моисея. Тот факт, что Бог обратил какую-то часть Своего праведного гнева за грехи народа на Моисея, совсем не значит, что Бог ненавидел Моисея. Моисей приобрел благоволение в глазах Бога. Бог даже дал ему возможность жертвенно пострадать за народ.

Незадолго до смерти Моисея Господь взял его на другую сторону Мертвого моря, на вершину горы Нево, которая находится на территории современного Иордана, чтобы оттуда он смог обозреть всю землю обетованную. «И сказал ему Господь: вот земля, о которой Я клялся Аврааму, Исааку и Иакову, говоря: „семени твоему дам ее“; Я дал тебе увидеть ее глазами твоими, но в нее ты не войдешь» (Втор. 34:4).

Много веков спустя, когда наступила полнота времен и на сцене истории появился Иисус, совершенное Искупление за грех, это бремя было снято с плеч Моисея. Вернемся еще раз к Евангелию от Луки (9:31) и проследим, как Иисус, взяв с Собой нескольких Своих друзей, Петра, Иакова и Иоанна, взошел с ними на гору и там преобразился перед ними. Перед глазами изумленных учеников Иисуса возникли именно Моисей и Илия, чтобы поведать о невероятном труде, который предстоит совершить Иисусу на Голгофе.

Но что об этом знал Моисей? Он знал многое. Он был призван в течение какого-то времени принимать на себя удары за грехи народа. Он знал, что наступит тот день, когда Христос станет совершенным Искуплением. И поэтому Моисею было позволено стоять на той горе вместе с Иисусом. Так он наконец ступил на землю обетованную.

Давайте подытожим то, что мы узнали о Боге из этого небольшого отрывка Писания. Мы знаем, что Бог не только святой, суверенный, вечный Царь, но что Он также наш любящий Отец — справедливый, милостивый, прощающий и истинный в Своем слове. Мы также видим, что Бог не хочет причинять боль людям или уничтожать Свой народ. Он всячески старается избежать этого, прощая не раз и не два, но до семижды семидесяти семи раз, прежде чем Его праведность потребует, чтобы ослушавшиеся в конце концов понесли наказание за грех. Никто никогда не сможет сказать Богу: «Ты не дал мне шанса!» Бог всегда дает нам больше шансов, чем мы заслуживаем, чтобы отринуть грех и стать Его друзьями.

Мера оскорбления и мера жертвы

Некоторые христиане думают, что самое главное в жизни — быть уверенным в том, что после своей смерти ты отправишься на небеса. Действительно, что может быть важнее гарантированного места в раю? Но если бы это было так, то почему такие величайшие мужи Библии, как Моисей из Ветхого Завета и Павел из Нового, выразили жертвенную готовность быть вычеркнутыми из книги жизни? Эти два героя веры знали, что есть нечто более важное, нежели обещанная Богом блаженная жизнь после смерти.

Мы уже знаем, насколько неблагодарно повел себя народ, ведомый Моисеем. Бог избавил его от египетского рабства, утопил в море его врагов (армию фараона), Моисея и его людей провел посуху, давал воду, манну и даже перепелов в пустыне. Он вступил с этим народом в завет, обещая ему землю обетованную с тем, чтобы сделать его святым и избранным Своим народом. Но пока Моисей был на горе, люди предали Бога самым отвратительным образом. Неудивительно, что Бог разгневался!

Моисей тоже был в ярости. Но если Моисей был так рассержен, почему он умолял Бога простить народ? А если Бог не захочет простить, зачем тогда предлагать Ему изгладить свое имя из книги жизни? Может быть, это было опрометчивое и необдуманное заявление? Разве Моисей не понимал важности последствий своего предложения? Что значит его шаг?

Я думаю, Моисей прекрасно осознавал всю серьезность своего поступка. Господь значил для Моисея все. После того как Бог избавил израильтян от воинства фараона, Моисей при всем народе запел песню: «Господь — крепость моя и слава моя, Он был мне спасением. Он Бог мой, и прославлю Его; Бог отца моего, и превознесу Его» (Исх. 15:2). Вся жизнь Моисея фактически была отдана служению Господу. Для него не было другого смысла в этой жизни и определенно никакой надежды на продолжение жизни вне Господа.

Моисей понимал, насколько серьезно прозвучали его слова. Так же, как позже и Павел, он полностью осознавал последствия своих слов в вечности. Павел сказал: «Я желал бы сам быть отлученным от Христа за братьев моих, родных мне по плоти» (Рим. 9:3). То есть он желал бы худшего для себя, если бы это могло привести ко спасению родных. Как видим, они оба так сильно любили своих братьев-израильтян, что готовы были принести себя в высшую жертву.

Прежде чем вернуться на гору, Моисей сказал народу: «Вы сделали великий грех; итак, я взойду к Господу, не заглажу ли греха вашего» (Исх. 32:30). Идея заместительной жертвы прослеживается с самого начала Библии. Мы знаем, что, как указывается в 48 Псалме (ст. 8), ни один обычный человек не может искупить собственный грех, не говоря о грехах своих братьев, и потому Бог велел Своему народу ожидать Мессию, святого Агнца, Который станет Искупителем.

Господь не принял великое жертвенное предложение Моисея, но столь сильная мольба вождя Израиля тронула Божье сердце, и Его гнев утих. Он согласился помиловать народ, но не передумал наказать виновников и группу зачинщиков в целях воспитания людей. Кроме того, Он заменил Свое водительское присутствие ангелом, которому теперь предстояло сопровождать израильтян в их пути.

Он встал в проломе

Итак, Моисей встал в проломе. Пролом — это брешь в системе защиты, дыра в стене. Бог никогда не просит нас залить эту дыру цементом или заложить кирпичом. Библия призывает человека встать в проломе.

Но что дает человеку право вступить в переговоры со Всемогущим Богом? Я думаю, каждый может обсудить с Богом свое предложение при условии, что готов заплатить за это необходимую цену. В случае с Моисеем мы видим, что он готов был пожертвовать собственным спасением. Он готов был заплатить за Божье прощение людей, отдав собственную жизнь. Это не был мятеж. Он не шантажировал и не угрожал: «Бог, если Ты сотрешь этот народ с лица земли, Ты и меня не получишь». Он просто действовал на основании собственного великого видения о путях Божьих, о спасении, для которого потребуется жертвенный агнец, то есть Божий Сын, Который возьмет на Себя грехи всего мира.

Вы уже знаете ответ Бога на предложение Моисея, который находится в Книге Исход (32:14): «И отменил Господь зло…». Бог всегда ждет, чтобы кто-нибудь из нас встал в проломе и сказал: «Бог, давай вместе порассуждаем. Что произойдет с Твоим великим именем? Что станет говорить о Тебе враг? Люди скажут, что Бог потерпел неудачу только потому, что Его народ потерпел неудачу. А как насчет Твоих обетований? Бог, здесь должен быть другой выход».

Ходатай может так разговаривать с Богом, только если он знает Бога лично, знает Его обетования, Его характер и то, как Он обращался со Своим народом в прошлом. Сам Бог приглашает нас к таким очень близким взаимоотношениям: «…придите — и рассудим, говорит Господь…» (Ис. 1:18).

Как нам встать в проломе

В июле 1987 г. в возрасте восьмидесяти девяти лет умер великий муж Божий Петр Дейнека, основатель Славянского евангелического общества (СЕО). Он эмигрировал в Соединенные Штаты из России в 1914 г. и с тех пор трудился ради христиан, живущих в Восточной Европе и Советском Союзе.

Многие русские, покинувшие свою страну, больше никогда не оглядывались на нее. Но не Петр Дейнека. Он встал за свою родину в проломе, и в этом заключается его величие.

Герой, вставший в проломе, — это человек, отказавшийся от легкой, комфортной и безопасной жизни и вместо нее выбравший трудности и опасности ради того, чтобы помогать другим. Петр и был таким человеком.

Миллионы верующих, бывших за Железным занавесом, по сей день благодарят Бога за служение Петра, которое продолжает осуществляться в его детях, в миссии, которую он основал (СЕО), в Русской библейской школе, многочисленных радиопередачах, книгах и обращениях к другим христианам с призывом молиться за церковь в России. Вот что значит стоять в проломе.

В последнее время Афганистан стал страной, богатой новостями. На Среднем Востоке была проведена конференция по миссионерской работе, центром внимания которой стал Афганистан, где, как и во многих других странах арабского мира, нет христианской церкви. В связи с этим возник такой вопрос: «Почему в Афганистане никогда не было христианской церкви?» Никто не смог ответить на него. После долгого молчания встал седовласый миссионер и прерывающимся голосом сказал: «Может быть, потому, что никто не положил свою жизнь за Афганистан».

Я думаю, он прикоснулся к сердцевине тайны. Герои веры — это те, кто наступательно вторгаются в области, где нет церквей, или где есть страдающая Церковь, или где Евангелие никогда не проповедовалось. Они идут туда с готовностью встать в проломе, отдать свою жизнь за людей. Иногда результаты появляются только после того, как они действительно отдают свою жизнь.

Многие страны современного мира пребывают в огромной духовной и физической нужде. Более половины населения Земного шара закрыты для традиционной миссионерской работы из-за политических и религиозных ограничений. Когда мы начинаем осознавать, что миллиарды людей никогда не слышали о Христе, мы говорим: «Бог, но ведь весь мир Твой!» Когда-нибудь наступит время и царства этого мира воистину станут Царством Иисуса Христа, но для достижения этой цели нам всем нужно много работать.

Такое же время, как наше

История Гедеона, которая начинается в Книге Судей (гл. 6), представляет собой параллель с нашим временем. Тогда сыны Израиля уже жили на Ханаанской земле, и Бог ясно повелел им изгнать оттуда всех прежних обитателей, чтобы полностью владеть территорией Ханаана. Некоторые племена израильтян так и сделали, изгнав хананеев с земли, которую получили в свой удел, но другие не сумели справиться с поставленной задачей. Бог предупредил, что эти народы будут для израильтян «…петлею, и боги их будут для вас сетью» (Суд. 2:3). Когда Иисус Навин и его современники, победоносно вступившее в эту землю, ушли, народ следующего поколения отступил от Господа Бога и стал поклоняться Ваалу и другим хананейским богам.

Израиль продолжал воевать со своими врагами, но из-за непослушания израильтян Бог убрал Свою защиту, в результате чего Его народ постоянно подвергался нападениям, грабежам и избиению. Тем не менее Бог поднимал среди него судей — праведных мужчин и женщин, которые слушали Бога, говорили Его слово народу и помогали избавляться от врагов. Когда люди слушали судей, тогда народ одерживал победы и в стране наступал мир. Но обычно они возвращались к своим злым путям и опять попадали в беду.

Все эти обстоятельства нам тоже слишком хорошо знакомы. В дни судей, как и в наше время, «…каждый делал то, что ему казалось справедливым» (Суд. 17:6; 21:25).

В то время люди не видели четко очерченных нравственных границ, не признавали Божьих законов в качестве стандартов и норм, изобретая взамен собственные правила. Разве все это не знакомо нам до боли и не сходно с тем, что мы видим вокруг себя и слышим сегодня?

Незадолго до упомянутых нами событий с Гедеоном Бог позволил Своему народу в течение сорока лет процветать и жить в мире, но затем «сыны Израилевы стали опять делать злое пред очами Господа, и предал их Господь в руки Мадианитян на семь лет. … И весьма обнищал Израиль от Мадианитян, и возопили сыны Израилевы к Господу» (Суд. 6:1, 6). Когда мы читаем эту главу, то видим, что люди могли заниматься своими делами только под покровом тьмы. Ночью они молотили пшеницу, все их запасы находились в укрытиях, и все приходилось делать тайком.

Более чем в половине стран мира ситуация сейчас точно такая же, и большая часть людей живет именно так!

Израиль настрадался и намучился достаточно, чтобы почувствовать желание возопить к Богу. Чудесно, что мы можем обратиться к Божьей милости. Он никогда не упрекает тех, кто обращается к Нему за помощью и кто превратил свою жизнь в кошмар. Когда вы узнаете Божий характер, вы поймете, что на Него всегда можно рассчитывать. Вы никогда не будете жалеть, что повернулись к Нему, независимо от того, какие грехи совершили в прошлом, потому что Он всегда готов простить истинно раскаявшуюся душу. Он также никогда не вспомнит ваши прошлые грехи, которые уже прощены и омыты кровью Иисуса. Вы всегда можете вернуться к Отцу.

Народ Израиля воззвал к Господу, и Бог ответил тем, что дал им благочестивого вождя. Когда Бог отвечает на нашу мольбу о прощении, Он не просто прощает, чтобы потом забыть о нас. Он отвечает тем, что назидает нас, объясняет, как жить чистой и праведной жизнью, как созидать благочестивый характер, чтобы стать мужами и женами Божьими, которые смогут не только победить грех в собственной жизни, но и своим примером увлечь других за собой. Почему нет? Сегодня, как и тысячи лет назад, существует огромная потребность в христианских лидерах.

Но, как мы узнаем из истории с Гедеоном, благочестивое лидерство не основано на наших личных качествах. Оно базируется на Божьем плане для Его народа, на нашем понимании Его взаимоотношений с человеком и нашей готовности повиноваться Ему.

Истина, которая делает нас свободными

Когда люди воззвали к Господу, Он прежде всего послал пророка, чтобы объяснить им, что происходит в реальности. Когда мы попадаем в беду, наше восприятие действительности часто слишком ограничено, как это было у израильтян: мы видим, что враг нападает на нас или угнетает нас, и мы взываем о помощи. Но это далеко не полная картина. Вот что сказал пророк народу: «Так говорит Господь, Бог Израилев: Я вывел вас из Египта, вывел вас из дома рабства; избавил вас из руки Египтян и из руки всех, угнетавших вас, прогнал их от вас, и дал вам землю их, и сказал вам: „Я Господь, Бог ваш; не чтите богов Аморрейских, в земле которых вы живете“; но вы не послушали гласа Моего» (Суд. 6:8–10).

Пророк открыл истину о сложившейся ситуации: Бог поместил израильтян в спокойную и защищенную обстановку и запретил им поклоняться языческим богам. А теперь на них напали мадианитяне. Разве они угнетают народ Божий потому, что Бог не выполнил Своей части договора? Нет. Истина заключается в том, что народ не захотел повиноваться Его заповедям и исполнять свою часть договора.

Мы часто оказываемся в похожей ситуации. Мы думаем, что нас преследуют несправедливо, но мы всегда пожинаем то, что сами посеяли. Сатана, наш извечный враг, всегда бродит рядом и ждет удобного случая, чтобы нанести удар. Мы склонны не задумываться над тем, что посеянное зло может принести недобрый урожай. Если мы сеем сорняки, то и пожнем сорняки. Если мы хотим получить добрый урожай, мы должны сеять доброе. Но если мы посеяли семена греха, в первую очередь нам понадобится правильное понимание того, что произошло. Пока мы не согласимся с истиной о нас и наших действиях, у нас не будет ни малейшей возможности обрести подлинную свободу. Но принять истину бывает нелегко.

Встреча с небесным посланником

В ответ на вопли народа Бог послал ангела Господня, чтобы призвать молодого человека по имени Гедеон к великому служению. Гедеон должен был стать вождем Израиля и освободить народ от унизительного рабства.

Любой ангел, посланный выполнять волю Божью, может быть назван ангелом Господним, но в Ветхом Завете упоминаются случаи, когда поручение Бога исполняет особый Ангел Господень, единственный в своем роде. (Английский язык предусматривает в таких случаях употребление определенного артикля the перед словом «ангел». — Прим. перев.) Всякий раз, когда мы встречаемся с такими случаями, подразумевается один, конкретный посланец. Некоторые толкователи полагают, что в образе этого небесного посланника на землю приходил Христос до Своего воплощения. Но как бы то ни было, этот небесный посланник говорил так, будто обладал властью Самого Господа.

Бог смотрит на нас иначе

Представьте себе сцену: Гедеону нужно молотить пшеницу, но ввиду осадного положения он делает это в отцовском точиле. Вдруг приходит незнакомец, садится под дубом, который растет неподалеку, и какое-то время наблюдает за его работой. Затем этот незнакомец — Божий посланник — говорит то, что Гедеону кажется весьма странным: «Господь с тобою, муж сильный!» (Суд. 6:12).

Помните, Гедеон молотил пшеницу тайком из-за страха перед врагом. Поэтому он был весьма напуган. Но Ангел Господень сказал, что Бог с Гедеоном, и, кроме того, назвал его мужем сильным. Отсюда мы можем сделать вывод, что Бог смотрит на нас иначе, чем мы сами смотрим на себя. И значит, в нас важно только то, что видит Бог.

Совсем неважно, как я выгляжу в глазах людей. Может быть, я заикающийся голландец, у которого серьезные проблемы с английским языком. Неважно, что вы можете найти во мне или в себе кучу разных недостатков. Бог иначе смотрит на вас и на меня. Бог видит в нас наши скрытые, потенциальные возможности. На самом деле Бог видел наш потенциал задолго до того, как мы стали христианами, и даже прежде нашего рождения. И Бог созидает обстоятельства нашей жизни исходя из того, какой потенциал Он усматривает в нас. Вот почему Божьи отношения с людьми так удивительны, и действия Его совершенно отличаются от того, что сделали бы мы с вами в той или иной ситуации.

Мы можем ничего не замечать в наших детях, пасторе или в человеке, который сидит рядом с нами в церкви. Но Бог, Который видит все от самого начала до самого конца, входит в сложившуюся ситуацию и призывает нас к служению на тех потенциальных возможностях, которые скрыты в нас. Никакой человек никогда не смог бы придумать слова, которые услышал Гедеон, потому что они были откровением с небес: «Господь с тобою, муж сильный!»

Понять Господа

Как, наверное, Гедеон смутился! Представьте, что Бог сегодня сказал вам то же самое. Может быть, только вчера вам недостало смелости благовествовать, хотя удобный момент представлялся. И вдруг сегодня Бог говорит: «Ты сильный воин». Я правильно расслышал Тебя, Господь? Ты так сказал? Какой же будет наша реакция: станем ли мы спорить с Ним или согласимся?

Очень важно понять, что Бог не создал нас роботами. Бог сотворил нас разумными людьми отчасти потому, что мы должны приложить усилия и попытаться понять Самого Бога и Его характер, а роботы на это не способны. Бог хочет пойти дальше в наших взаимоотношениях, как с Авраамом, которого Он назвал Своим другом (Ис. 41:8). Бог хочет общаться с нами как со Своими друзьями, и мы также должны разговаривать с Ним как с Другом. Но не говорите, что понимаете Господа, если на самом деле это не так.

Да, конечно, иногда нам приходится подчиняться Богу даже тогда, когда мы ничего не понимаем, поэтому не бойтесь задавать вопросы. Гедеон не боялся и спрашивал. Он не понял приветствия Ангела, и у него возникло несколько вопросов, которые он решил задать Богу: «Гедеон сказал ему: господин мой! если Господь с нами, то отчего постигло нас все это? и где все чудеса Его, о которых рассказывали нам отцы наши, говоря: „из Египта вывел нас Господь“? Ныне оставил нас Господь и предал нас в руки Мадианитян» (Суд. 6:13).

Это был очень хороший вопрос. Гедеон повел себя уважительно, но он не принял безоговорочно заявления о том, что Бог был с ними. Он хотел понять истину. Он хотел знать, почему присутствие Бога с ними не было явным.

Герой, желающий познать истину

Некоторые люди ссылаются на Евангелие от Матфея (28:20), где Иисус сказал: «…Я с вами во все дни до скончания века», вставляют этот стих в рамочку и говорят: «Ну разве не чудесно, что Иисус всегда с нами?» Однако посмотрите на контекст этого утверждения, каким образом Он с нами: «…дана Мне всякая власть на небе и на земле». То есть Иисус действительно всегда с нами и может услышать наш крик о покаянии или нужде, но Его благословения, Его сила и власть совсем не обязательно с нами, если мы находимся там, где не должны находиться. Контекст обетования в Евангелии от Матфея включает поручение, которое Иисус дал нам: «Идите, научите все народы». Именно при этих условиях Он обещал всегда быть с нами.

Если все идет не так, как надо, спросите Бога почему. Найдите истину. Реакция Гедеона была правильной. Мы часто слышим благочестивые разговоры. Мы прослушали много проповедей, знаем большое количество духовных песнопений. Может быть, ваша мама дарила вам коробочку с красивыми карточками, на которых были написаны библейские стихи, конечно же, только с благословениями. Но никто не призывал вас покаяться, никто не объяснял, что нужно сделать, чтобы получить благословение. Такого рода Библия — для ленивых.

Но мы живем не обещаниями из коробочки. Нам нужно познать истину. Если бы Гедеон не стал выяснять, отчего все идет не так, как надо, ничего бы не изменилось в Израиле. Его жизнь тоже не изменилась бы. Но он по сути спросил: «Бог, если то, что Ты говоришь, правда, тогда скажи мне, где все чудеса, о которых рассказывал нам отец? Я не могу жить чудесами, которые Ты делал для наших отцов, мне нужны чудеса в моей собственной жизни. Я не могу удовлетвориться духовным пробуждением прошлых лет или веков, мне нужно пробуждение дня сегодняшнего. Мне нужны благословения для моей семьи сейчас. Где все те чудеса, о которых я знаю, если Бог действительно с нами?»

Правильные вопросы и правильные ответы

Но можем ли мы осмеливаться задавать Богу вопросы, которые нас беспокоят? Если Ты с нами, Господь, тогда где все Твои чудеса? Почему я не могу отправить дочку к бабушке, живущей через дорогу, поздно вечером? Почему я не могу оставить машину незапертой? Почему в моем городе столько бездомных людей? Почему подростки кончают жизнь самоубийством? Почему мы исполнены страха?

Где чудеса? Где благословения? Где пробуждения? Где защита Всемогущего Бога? Друзья, как хотелось бы, чтобы все мы задавали такие вопросы. Давайте будем откровенны с Богом, давайте будем честны, открывая Ему то, что мы чувствуем. С одним условием — если мы готовы услышать истину и действовать в соответствии с ней.

Пока мы не начнем задавать правильные вопросы, ничего не изменится. Гедеон поистине задавал верные вопросы, потому что Бог ответил: «Иди с этою силою твоею и спаси Израиля от руки Мадианитян; Я посылаю тебя» (Суд. 6:14).

Гедеона действительно послал Бог, Он даже обещал доказать это всему Израилю в первой же битве с мадианитянами. Господь велел Гедеону сократить численность его армии до трехсот человек. Они должны были выступить против вражеского воинства, бывшего «…в таком множестве, как саранча…» (Суд. 7:12). И когда небольшое войско Гедеона разгромило огромную армию мадианитян, ни у кого не возникло сомнений в том, что победа была Божьим чудом.

Я много раз слышал, что пасторы отвечают на вопросы, которые им никто не задавал. Но, я думаю, дело обстоит еще хуже. Я думаю, люди вообще перестали задавать вопросы, по крайней мере, с готовностью принимать ответы и действовать в соответствии с ними. Нам нужно спрашивать, что нам делать, и нужно быть готовыми отреагировать на ответ.

Очень важно, чтобы вы пытались что-то разузнать и задавали правильные вопросы. Тогда везде вы сможете выявить те тревожные обстоятельства, которые требуют вашего участия. Например, если из Нью-Йоркского аэропорта Кеннеди приехать в Бронкс, то можно увидеть такое, что заставит вас либо бежать, либо тут же начать служение нуждающимся, подобно тому, что делает Дэйвид Уилкерсон. То же можно сказать и о Калькутте, Лондоне, Амстердаме.

Сила Гедеона

При первой встрече Гедеона с небесным посланником Бог сказал ему следующие слова: «Иди с этою силою твоею». Какую силу имел в виду Бог? Какой силой мог обладать Гедеон? Он напомнил Господу, что ничего собой не представляет: «…вот, и племя мое в колене Манассиином самое бедное, и я в доме отца моего младший» (Суд. 6:15). Я думаю, сила Гедеона заключалась в его готовности искать истину и действовать в соответствии с ней. Он был человеком, которому Бог мог доверять в том, что он не станет искать славы для себя. Он не претендовал на то, что не принадлежало ему, он даже усомнился в титуле «муж сильный», которым его наградил Ангел. Бог, казалось, говорил ему: «Мне это нравится. Мне нравятся все, кто стремится к истине. Мне нужен человек, который знает, что источник его силы только в Господе. Именно такого Я ищу. Иди с этой силой. Она могущественна».

Когда человек сталкивается с действительностью, он и врямь может испугаться. На самом деле стремление изменить мир после того, как мы увидели его печальную реальность, может показаться задачей слишком грандиозной для среднего человека, и это действительно так, если мы действуем собственными силами. Однако Бог использует обычных людей, которые готовы задавать Ему трудные вопросы и ждут на них ответы, чтобы действовать силой истины.

На мой взгляд, Библия — это книга об ординарных людях, которые становятся экстраординарными, потому что задают правильные вопросы, а затем впускают Бога в свою жизнь. Превращение людей из ординарных в экстраординарных происходит в тот момент, когда мы отвечаем на призыв Бога. Этот призыв звучит и для вас.

Определение конкретной проблемы

Другим библейским героем, который умел задавать правильные вопросы и получать от Бога ответы для своего успешного действия, был Неемия. Когда Неемия спросил об Иерусалиме, ему сказали, что стены города разрушены, а ворота сгорели. В чем заключалась важность этого сообщения, кроме того, что разрушенное требовало ремонта? В основном полученная информация означала следующее: у людей не было защиты. А если люди не защищены, они не могут жить жизнью Божьей. Псалмопевец сказал: «Когда разрушены основания, что сделает праведник?» (Пс. 10:3). Даже Божий народ ничего не может сделать, если у него нет защиты.

Являясь чадом Божьим, человек не получает такую защиту автоматически. И даже правительство свободной страны не может гарантировать ее своему народу. Очень важно помнить, что во времена Неемии храм уже был восстановлен. Но жизнь продолжала оставаться опасной и при наличии храма, центра религиозной практики, потому что община — общность людей — не могла существовать без надежных стен, за которыми она могла бы укрыться.

У нас повсюду есть церкви и верующие, которые их посещают. Но когда мы восстанавливаем стены христианской общины, когда мы проявляем заботу друг о друге и сохраняем единство, характеризующее жизнь в Теле Христовом, тогда мы получаем защиту, которая способствует успешному выполнению воли Божьей.

Исповедание своих грехов

Следующий шаг Неемии — это трогательная молитва покаяния; он молится не за тех, кого преследуют, поскольку их бедственное положение создалось не по их вине, но исповедует свои грехи и грехи тех семей, которые жили в комфорте и довольстве: «…исповедуюсь во грехах сынов Израилевых, которыми согрешили мы пред Тобою, согрешили — и я и дом отца моего. Мы стали преступны пред Тобою и не сохранили заповедей, и уставов, и определений, которые Ты заповедал Моисею, рабу Твоему» (Неем. 1:6, 7).

Мир страдает, и его нужды не восполнены потому, что мы не сохранили заповедей Божьих. Я убежден, что наши грехи упущения намного серьезнее, чем грехи допущения. Мы можем вести себя очень вежливо, можем быть высоконравственными и даже религиозными и все же никогда не сможем собственными достижениями угодить Иисусу.

Многие из нас никогда не стремились исполнить Божью волю. Но и это может измениться, если мы зададим правильный вопрос: «Как живут мои братья?» Этот вопрос превратил Неемию в инструмент осуществления Божьей воли. То же самое может произойти и с вами.

Готовность к действию

Именно так — задав правильные вопросы, осознав неотложность похода в Иерусалим и исповедовав прошлые грехи — Неемия приготовился действовать. Бог благословил все, что он делал. Осуществлению его решения вернуться в Иерусалим активно содействовал и помогал царь. Вся его миссия от начала до конца была благословенна, однако этот подвиг дался ему нелегко.

Когда стены города восстанавливались, Неемия страдал от насмешек и заговоров, направленных на то, чтобы прекратить его работу, от нападок со стороны врага, ложных слухов, клеветы, сама его жизнь подвергалась угрозе. Но несмотря на все эти препятствия Неемия не потерял видение Божьего замысла и выполнил свою задачу.

У меня есть друг, который очень интересовался Сибирью. Он знал, что Господь призывает его стать миссионером в этом холодном уголке земли, но он не знал, каким образом осуществить свое призвание. «Единственная возможность стать миссионером в Сибири, — сказал ему один русский христианин, — это быть арестованным в России, а потом сосланным в Сибирь».

Какой откровенный ответ на его вопрос! И как же отреагировал мой друг? Он так и сделал и провел в ужасных условиях сибирских лагерей двадцать четыре года. Там было все — насилие, убийства и рабский труд в трескучие морозы. Но все это время каждый день он был миссионером для Иисуса, делясь своей верой с другими людьми в лагере. Многие пришли ко Христу через его бескорыстное служение.

Когда его наконец освободили (обменяли на двух русских шпионов, пойманных в Нью-Йорке), я встретился с ним. «Андрей, — сказал он, — за все двадцать четыре года я не болел ни разу, ни одного дня. Бог хранил меня все это время».

Бог хранит всех, кто, задавая правильные вопросы, готов дорого заплатить цену за свою верность. Вы задаете правильные вопросы? Вы готовы на жертвы?

Начните с собственного дома

Пример Гедеона также говорит нам о том, что он правильно понял, почему все эти беды обрушились на Израиль. С помощью правильных вопросов Гедеон получил верную информацию: Израиль страдает из-за непослушания и идолопоклонства. Вместе с тем он понимал, что Бог призывает его изменить это положение. Гедеон начал с изменений в своем доме. Несколько веков спустя Иисус велел нам распространять Евангелие у себя дома — «начиная с Иерусалима». Если мы не в состоянии провозглашать истину дома, у нас не будет успеха в других странах.

Итак, по повелению Божьему Гедеон взял десять человек и вместе с ними разрушил жертвенник лжебога, Ваала, прямо во дворе своего отца! Мы знаем, что Гедеон боялся. Он совершил это ночью, потому что «…сделать это днем он боялся домашних отца своего и жителей города…» (Суд. 6:27). Но помните, Бог знает нас намного лучше, чем мы знаем самих себя. Бог никогда и не говорил, что Гедеон не будет бояться. Сильной стороной Гедеона была преданность истине, и, основываясь на этом качестве, Бог доверил ему эту работу, несмотря на все его страхи. И он выполнил свое предназначение. Он стал действовать.

Не думайте, что вы окажетесь готовы исполнить свое предназначение мгновенно. Вы должны будете идти шаг за шагом к личной победе. В ту ночь Гедеон тоже боялся. Но он справился со страхом и напал на врага. Он действовал, и Бог благословил его.

Видимо, нам следует дать определение понятию «смелость». Смелость (или доблесть) — это не отсутствие страха, но упорная устремленность вперед, несмотря на страх. Божьи мужи и жены — герои веры — это не те люди, которые обязательно должны быть бесстрашными, это просто люди, которые делают то, что должно быть сделано, несмотря на страх.

Знаете, почему мне так трудно говорить о таком личностном аспекте веры, как этот? Потому что у меня был преданный друг в Господе, Корри тен Боом, с которой я работал вместе двадцать пять лет. Она была смелой слугой Бога, истинной героиней веры, которой восхищались миллионы людей, знавшие ее по книгам и фильмам. Тем не менее она говорила: «Я боюсь одного — что у меня будет удар и я больше не смогу общаться. Мне придется провести долгие годы в постели так же, как моей маме перед смертью».

Это было единственное, что пугало Корри, и именно это произошло с ней в конце концов.

Ответом на страх может быть только вера, мы должны сохранить ее в течение всей своей жизни, включая последний отрезок земного пути. Когда мы полны верой, мы просто можем крикнуть дьяволу, что нам нечего бояться. Библейскому персонажу Иову тоже нечего было бояться, потому что, по верному замечанию дьявола, Бог кругом оградил его Своими благословениями. Точно так же Он ограждает и нас с вами, если мы покорны Его воле.

Иногда у нас создается искаженное представление о том, каким должен быть герой веры. Нам думается, что он обязательно должен пересекать опасные границы, проповедовать большому количеству людей, завоевывать целые народы для Христа. Но нет, верность начинается с собственного дома. Герои уже те отцы или матери, которые освящают своих детей кровью Агнца, встречаясь с ними у креста!

Истина дает освобождение другим

Пока Гедеон не начал действовать, вся страна была в оковах лжи, которая привела израильтян ко греху. Мадианитяне угнетали народ, и разум людей был пленен ложным богом, Ваалом. Но действия Гедеона ради торжества истины начали освобождать людей, и первым освободившимся из этого плена стал его отец. Многие впали в ярость от того, что Гедеон разрушил жертвенник. Они готовы были мстить за Ваала. Но отец Гедеона, Иоас, встал на защиту сына: «Вам ли вступаться за Ваала, вам ли защищать его? кто вступится за него, тот будет предан смерти в это же утро; если он Бог, то пусть сам вступится за себя, потому что он разрушил его жертвенник» (Суд. 6:31). Истина освободила Иоаса. Очень скоро и другие были освобождены истиной и почувствовали готовность ответить на призыв Гедеона, когда он собрался вступить с мадианитянами в сражение.

Решительный отпор Иоаса должен быть для всех нас, родителей и отцов, примером. Все ли мы встаем на защиту наших детей? Достаточно ли мы смелы, чтобы позволить нашим детям идти в этот мир, где они встретятся лицом к лицу с его опасностями ради торжества истины? Давайте поддержим детей в желании стать героями веры и скажем: «Дети, я с вами. Вы хотите стать миссионерами? Вы призваны к тому, чтобы выполнять для Бога опасную работу? Хорошо. Идите и служите Богу. Отдайте свою жизнь за Афганистан или Иран, Кубу или Китай. Ваши мама с папой будут с вами. Мы не будем пытаться оставить вас дома только потому, что там опасно».

И тогда приходит Божий Дух

После того как Гедеон сделал первый шаг, с ним произошло что-то чудесное. Враг зашевелился и стал угрожать Божьему народу. «И Дух Господень объял Гедеона; он вострубил трубою…» (Суд. 6:34). И тогда воспрянули Божьи люди и тоже стали готовиться к войне.

Гедеон осознал истину и открыл путь к осознанию ее другим людьям, а затем на него снизошел Дух Господень. Писание не говорит о том, что он вначале провел исследования на тему «Святой Дух и Его деятельность». Напротив, только его абсолютное послушание истине привело в результате к крещению его Святым Духом.

Гедеон продолжал проходить испытание на верность, но он также продолжал искать истину. Он делал то, что велел ему Господь, но он также просил Бога подтвердить истинность Его указаний при помощи того, что мы теперь называем «раскладыванием шерсти». Гедеон расстелил овечью шерсть и попросил Бога покрыть ее росой, при этом земля вокруг должна была оставаться сухой. Затем он попросил покрыть росой землю, а шерсть оставить сухой (Суд. 6:36–40). Можно предположить, что Богу не понравились бы просьбы Гедеона, поскольку они могли быть выражением его сомнений, но Бог хорошо знал Гедеона. Его просьбы были на самом деле искренним поиском истины, что доказывало его желание повиноваться Богу.

Слишком часто наша богобоязненность проявляется в том, что мы не задаем вопросов Богу, но в то же время ничего не делаем. Или же спрашиваем и «расстилаем шерсть», пытаясь найти удобный для нас выход из положения. Мы не хотим действовать, а по сути не хотим повиноваться.

Но сегодня Богу нужны такие герои веры, как Гедеон, которые будут готовы выяснить, почему враг повсюду угнетает Божий народ. Богу нужны мужчины и женщины, которые готовы задавать Ему правильные вопросы, а затем поступать в соответствии с истиной. И если мы это сделаем, Бог даст нам уверенность, которая так необходима нам, чтобы действовать.

Гедеон одержал свои победы не благодаря могущественной армии. Точно также мы не сможем победить, надеясь на свою физическую силу. Скорее Бог освобождает Свой народ при помощи маленькой группы преданных Ему людей, которыми руководят те, кто ищут истину и готовы использовать ту силу, которая приходит вместе с послушанием.

Цена победы

К сожалению, я думаю, что многие из нас сегодня играют в духовную «Монополию». Мы бросаем кубик и движемся по развернутой карте: «Иди прямо к Пятидесятнице, не задерживайся в Гефсимании, не останавливайся на Голгофе, забери свои сто долларов». Это смертельная игра как для эффективности нашего служения, так и для спасения мира.

Когда я бываю в коммунистических странах, я часто встречаюсь с молодыми пасторами, которые готовы уехать из страны на «свободный» Запад, предпочтительно в Соединенные Штаты. Но я всегда говорю им: «Не делайте этого». Если Бог возложил на вас ответственность быть пастором здесь, оставайтесь пасти Его овец здесь, не бегите. Вы должны оставаться и служить Богу там, где вы призваны. Вы сможете воевать за Бога наиболее действенным образом там, где Его враг сильнее всего. Если вы покинете поле битвы и попытаетесь избежать конфликта, тогда ваше служение станет не только менее эффективным, но, кроме того, вы лишите себя Его Божественной защиты.

<< Введение   |   Содержание   |   Глава 2 >>