МЕЖДУ СТРОК      

Реалии постмодернизма, или О «Матрице» для избранных

Главный редактор журнала "Христианство"  Алексей ЕФЕТОВ

Наверное, в свои 36 я безнадежно отстал от жизни. По крайней мере, так считал мой более молодой коллега по редакции, узнав, что я до сих пор не по­смотрел фильм «Матрица». Зато я много читал о нем, и думал, что хорошо представляю себе и идею, и сю­жет. Но, оказалось, все не так просто.

Когда фильм вышел на экраны, во многих христианских изданиях можно было прочитать восторженные рецензии. Действительно — шутка ли, большой кинематограф, всегда счи­тавшийся символом мирского, всерьез заду­мался о духовности! Граничащий с наивностью энтузиазм верующих людей видеть во всех, хоть сколько-нибудь духовных, проявлениях признаки христианства, привел к тому, что сю­жет фильма тут же начали сравнивать с Евангелием, а героев — с персонажами Нового Завета.

«В фильме, как и в любой религии, самый главный — вопрос сотериологии», — до сих пор не выходит из го­ловы фраза одной публикации. «Для чего я вообще про­вожу аналогию между фильмом «Матрица» и Евангели­ем? Да по очень простой причине — неверующим будет проще понять суть этой духовной войны и реальности через образы этого фильма, только в фильме фантасти­ка, а в Евангелии — истина. Я думаю, что если фильм заставил задуматься хоть на секунду о том, что есть в этом мире некий обман, то это уже шаг на пути к ис­тине», — писал известный христианский сайт. При этом в порыве эйфории закрывались глаза, например, на от­кровенное смакование в фильме множества убийств и оккультной атрибутики. «Конечно, в самом фильме много смертей, но если учесть то, что гибли в основном агенты и полицейские (грубо говоря, олицетворяющие бесов), то становится немного легче смотреть на проис­ходящее», — не сбавлял оптимизма автор сайта.

Почему я об этом пишу? Реакция авторов публикаций, да и многих из нас, на этот фильм, как и на другие яв­ления современной культуры и жизни, иллюстрирует одну закономерность. Это яркий пример того, насколько современное христианство порой неспособно различить не очень заметные, но тем не менее фундаментальные процессы, протекающие в современном обществе.

Я имею в виду коренные изменения в мировоззре­нии людей, давшие нашему времени имя «век постмо­дернизма». На обложку этого номера вынесена фраза: «Время глобальных перемен». И это действительно так. Мир стремительно меняется, и большой кинемато­граф просто стремится быть на гребне волны этих перемен. В этом смысле фильм «Матрица» — не «око­лохристианский», а постмодернистский, и без всяких там «около».

Мы, христиане, привыкли к тому, что противо­положностью христианской вере всегда является бездуховность. Если не к Богу — то в пучину греха, самодовольства и похоти. Примерно по этой схеме и происходило наше благовестие... Сегодня правила игры меняются. Духовность — главный лозунг постмодернизма, главная цель и средоточие усилий человека нового мировоз­зрения. Вопрос — какая это духовность. Новое мировоззрение внушает людям, что истина для каждого — это то, что он сам для себя решил.

Церковь III тысячелетия стала перед серьезной угро­зой не бездуховности, а ложной духовности общества. Например, такой, как ее изображает фильм «Матрица». Спасение без Спасителя, церковь без Главы, вера без Бога, — вот реальная угроза нового мировоззрения.

Теме Евангелия и постмодернизма посвящены цент­ральные материалы нынешнего номера (с. 12—27). Ког­да Господь давал поручение «идти и научить все наро­ды», Он не делал оговорок по поводу этой эпохи. А зна­чит, нам необходимо готовиться, чтобы встретить приход нового времени во всеоружии. Учиться, подобно Павлу, нести слово спасающей Истины любой культуре, иудеям или эллинам, будучи воспринятыми этой культурой и не потеряв при этом самой сути и смысла благовестия.

Возможно, при этом нам придется по-иному взгля­нуть на то, к чему мы привыкли, что считаем нормой жизни. Возможно, то, как происходит служение в пост­модернистских церквах, вызовет у кого-то из нас недо­умение и даже неприятие. Возможно, вопреки этому, нам придется хотя бы постараться понять образ мыслей и ценности людей новой эпохи, чтобы научиться лучше доносить до них истину о Христе и Его жертве.

Известный писатель Сэмюэль Колридж однажды сказал: «Тот, кто начинает любить христианство боль­ше, чем истину, вскоре станет любить свою церковь больше, чем христианство, и потом закончит любовью к себе более, чем ко всему остальному». Дай Бог, что­бы это не относилось ни к кому из нас.

ХРИСТИАНСТВО 6/2002

Hosted by uCoz