МЕЖДУ СТРОК
Главный редактор журнала "Христианство" Алексей ЕФЕТОВ
Наверное, в свои 36 я безнадежно отстал от жизни. По крайней мере, так считал мой более молодой коллега по редакции, узнав, что я до сих пор не посмотрел фильм «Матрица». Зато я много читал о нем, и думал, что хорошо представляю себе и идею, и сюжет. Но, оказалось, все не так просто.
Когда фильм вышел на экраны, во многих христианских изданиях можно было прочитать восторженные рецензии. Действительно — шутка ли, большой кинематограф, всегда считавшийся символом мирского, всерьез задумался о духовности! Граничащий с наивностью энтузиазм верующих людей видеть во всех, хоть сколько-нибудь духовных, проявлениях признаки христианства, привел к тому, что сюжет фильма тут же начали сравнивать с Евангелием, а героев — с персонажами Нового Завета.
«В фильме, как и в любой религии, самый главный — вопрос сотериологии», — до сих пор не выходит из головы фраза одной публикации. «Для чего я вообще провожу аналогию между фильмом «Матрица» и Евангелием? Да по очень простой причине — неверующим будет проще понять суть этой духовной войны и реальности через образы этого фильма, только в фильме фантастика, а в Евангелии — истина. Я думаю, что если фильм заставил задуматься хоть на секунду о том, что есть в этом мире некий обман, то это уже шаг на пути к истине», — писал известный христианский сайт. При этом в порыве эйфории закрывались глаза, например, на откровенное смакование в фильме множества убийств и оккультной атрибутики. «Конечно, в самом фильме много смертей, но если учесть то, что гибли в основном агенты и полицейские (грубо говоря, олицетворяющие бесов), то становится немного легче смотреть на происходящее», — не сбавлял оптимизма автор сайта.
Почему я об этом пишу? Реакция авторов публикаций, да и многих из нас, на этот фильм, как и на другие явления современной культуры и жизни, иллюстрирует одну закономерность. Это яркий пример того, насколько современное христианство порой неспособно различить не очень заметные, но тем не менее фундаментальные процессы, протекающие в современном обществе.
Я имею в виду коренные изменения в мировоззрении людей, давшие нашему времени имя «век постмодернизма». На обложку этого номера вынесена фраза: «Время глобальных перемен». И это действительно так. Мир стремительно меняется, и большой кинематограф просто стремится быть на гребне волны этих перемен. В этом смысле фильм «Матрица» — не «околохристианский», а постмодернистский, и без всяких там «около».
Мы, христиане, привыкли к тому, что противоположностью христианской вере всегда является бездуховность. Если не к Богу — то в пучину греха, самодовольства и похоти. Примерно по этой схеме и происходило наше благовестие... Сегодня правила игры меняются. Духовность — главный лозунг постмодернизма, главная цель и средоточие усилий человека нового мировоззрения. Вопрос — какая это духовность. Новое мировоззрение внушает людям, что истина для каждого — это то, что он сам для себя решил.
Церковь III тысячелетия стала перед серьезной угрозой не бездуховности, а ложной духовности общества. Например, такой, как ее изображает фильм «Матрица». Спасение без Спасителя, церковь без Главы, вера без Бога, — вот реальная угроза нового мировоззрения.
Теме Евангелия и постмодернизма посвящены центральные материалы нынешнего номера (с. 12—27). Когда Господь давал поручение «идти и научить все народы», Он не делал оговорок по поводу этой эпохи. А значит, нам необходимо готовиться, чтобы встретить приход нового времени во всеоружии. Учиться, подобно Павлу, нести слово спасающей Истины любой культуре, иудеям или эллинам, будучи воспринятыми этой культурой и не потеряв при этом самой сути и смысла благовестия.
Возможно, при этом нам придется по-иному взглянуть на то, к чему мы привыкли, что считаем нормой жизни. Возможно, то, как происходит служение в постмодернистских церквах, вызовет у кого-то из нас недоумение и даже неприятие. Возможно, вопреки этому, нам придется хотя бы постараться понять образ мыслей и ценности людей новой эпохи, чтобы научиться лучше доносить до них истину о Христе и Его жертве.
Известный писатель Сэмюэль Колридж однажды сказал: «Тот, кто начинает любить христианство больше, чем истину, вскоре станет любить свою церковь больше, чем христианство, и потом закончит любовью к себе более, чем ко всему остальному». Дай Бог, чтобы это не относилось ни к кому из нас.ХРИСТИАНСТВО 6/2002